Очень часто автомобилисты начинают спорить между собой, надо ли прогревать двигатель машины перед поездкой. Если в тёплое время года все сходятся на том, что делать это не обязательно, то в зимнее время большинство водителей единодушны в этом вопросе.

Они говорят, что прогревать машину нужно обязательно, причём, чем холоднее, тем больше времени должно уходить на эту процедуру.

Но вот производители автомобилей в один голос утверждают, что на современных автомобилях двигатели не нуждаются в прогреве, и ехать можно сразу же после того, как вы завели машину. Попробуем разобраться в этом вопросе и посмотреть, почему работа двигателя зависит от температуры.


Зачем нужен прогрев мотора зимой?

Если ещё лет 10-15 назад все машины нуждались в длительном прогреве во время эксплуатации при минусовых температурах. Теперь же производители твердят, что эра таких машин закончилась, и больше необходимости в длительном прогреве нет. Хотя как-то странно всё это, если учесть, что большинство бюджетных иномарок имеют простые моторы, которые ставились как раз 10-15 лет назад. Не думаю, что они настолько модернизировались за 10 лет.


Давайте рассмотрим причины, из-за которых любому автомобилю необходим прогрев в зимнее время года:

  • Густота масла напрямую зависит от температурных условий, поэтому желательно прогреть двигатель хотя бы до рабочей температуры;
  • Износ зазоров на холодном двигателе происходит быстрее;
  • При езде на холодном двигателе может ощущаться существенная потеря динамики.
  • Особенно это заметно на двигателях с объёмом меньше 2,0 литров;
  • Повышается расход топлива на 10-15 %. Хотя с другой стороны, это же, если не большее количество горючего расходуется на прогревы;
  • Ещё как вторичный признак, выступает снижение обзорности в холодной машине, так как стёкла просто не успевают оттаять. Многие часто видели, как по городским улицам ездят на машинах с замёрзшими стёклами, сделав небольшое окошко для обзора.

Если моторное масло станет густеть, то все детали начнут смазываться хуже. Соответственно, возрастёт риск повышенного износа мотора. Кроме того, холодный двигатель будет работать на более высоких оборотах, что серьёзно влияет на ресурс. А тут ещё и масло слишком густое. Достаточно так поездить целую зиму, и весной вас может ждать выход двигателя из строя.


А вот если прогреть мотор, то густота масла придёт в норму, и все детали начнут смазываться в стандартном режиме. Некоторые неопытные автовладельцы считают, что никакой разницы для мотора нет, будет он работать вхолостую или под нагрузкой, всё равно же он работает. Но на холостых оборотах нет никакой нагрузки на двигатель, поэтому он практически не изнашивается.

Что касается зазоров, то они на холодном моторе начинают отклоняться от нормы. Если на холостом ходу это не имеет значения, то под нагрузкой зазоры отклоняются от нормы значительно быстрее. Поэтому и рекомендуется в обязательном порядке прогревать машину. Проблемы с зазорами можно определить по работе двигателя вашего автомобиля. На «холодную» он будет работать нестабильно, обороты начнут плавать и так далее.

Такая езда неизбежно приведёт к повышенному расходу топлива. Получается, что прогревать мотор зимой всё же придётся. Вряд ли производители начали заливать в новые автомобили какое-то супер новое масло, да и повышенный расход топлива никто не отменял. А все попытки производителей доказать обратное – это не более чем способ заставить покупателя чаще обращаться в дилерские сервисные центры. В любом случае, первые два-три года гарантии машина отработает без проблем с мотором, а там уже пускай ломается, пускай покупатели чинят всё за собственные средства.


Как же правильно греть мотор вашего автомобиля?

Не стоит думать, что прогревать зимой автомобиль легко. Если не знать некоторых нюансов, то можно вывести из строя аккумулятор. Перед тем, как заводить машину в мороз, нужно сначала заставить работать аккумулятор. Для этого, не заводя машину, нужно включить фары ближнего света секунд на 15. Это заставить батарею «проснуться», а электролит немного нагреется.

Потом фары выключаются, после чего нужно подождать ещё секунд 30, чтобы аккумулятор окончательно пришёл в себя. Только тогда нужно заводить автомобиль. Если у вас механическая коробка передач, то в сильный мороз не помешает выжать перед запуском двигателя сцепление. Это поможет автомобилю быстрее завестись. Если машина не завелась с первого раза, то не стоит попусту гонять стартер, иначе можно посадить аккумулятор, и так никуда и не уехать в этот день. Подождите минут 5 и снова попробуйте завестись. Если машина опять не заведётся, то нужно будет искать неисправности.

Сразу после того, как двигатель заведётся, включайте печку. Подождите, пока воздух в салоне прогреется и стёкла начнут оттаивать. После этого желательно почистить их скребком, чтобы ускорить процедуру. Первые 5-10 км пути желательно ехать на низких оборотах, и не превышать скорость выше 60 км/ч. Через 5-10 км мотор прогреется окончательно, и можно опять стартовать с пробуксовками и гонять в городе под 100 км/ч.


Народные мифы, связанные с прогревом автомобиля

Среди автовладельцев существует множество мифов, связанных с процедурой прогрева машины в зиме время года. Все их перечислить невозможно, но три самых распространённых мы попробуем рассмотреть и опровергнуть.

Первый миф гласит, что прогревать машину на холостом ходу не рентабельно, так как расход топлива при этом огромен. На самом деле, на холостом ходу никогда не расходуется много бензина, поэтому прогрев в течение 5 минут никак не повлияет на расход топлива. Вот если его затянуть на минут 30-40, то тогда расход будет заметен.

Второй миф вообще говорит, что прогревать мотор не стоит, так как это вредно. Действительно, имеет место образование налёта на клапанах, но он не существенный. Проблем, связанных с ездой на холодном двигателе может быть гораздо больше.

Третий миф гласит, что прогрев мотора ни на что не влияет. Не верьте этим слухам, машину необходимо прогревать хотя бы пару минут. Это поможет достичь полного испарения топлива, а в противном случае в поршневой будет образовываться конденсат. Это может повлечь за собой процесс коррозии в системе.


Сколько минут прогревать машину, вам подскажет бортовой компьютер автомобиля. Если в машине его нет, то нужно ориентироваться на показания стрелки температурного датчика. Прогрев можно заканчивать, когда температура достигнет 50 градусов. Тогда можно ехать, но не стоит сразу увеличивать обороты. Вот когда температура двигателя будет около 80 градусов, то тогда уже можно набирать обороты.