На дворе XXI век, а у нас подавляющее большинство автомобилей оснащаются механической коробкой передач. С одной стороны это понятно, она дешевле и проще в ремонте. Но пора бы уже ставить АКПП в базовую модификацию, а механику предлагать как опцию.
Сегодня мы разберём основные правила эксплуатации автоматических коробок передач.
Как нужно правильно ездить на машине с АКПП?
Для тех, кто думает, покупать машину с автоматом или нет, мы собрали список рекомендаций. Если их выполнять, то машина с АКПП будет эксплуатироваться долго и без проблем. Поверьте, если вы один раз купите такую машину, то больше не захотите ездить на механике. У меня даже тесть, который всю жизнь на москвичах проездил, через неделю после езды на подаренной ему машине с АКПП, сказал, что это вещь.
Ещё перед покупкой машины с автоматической коробкой, следует выучить основные правила езды на ней:
- Передачи можно включать только когда машина находится в состоянии покоя, и при этом педаль тормоза должна быть нажата. Во время езды передачи переключать категорически нельзя. Мы сейчас говорим про стандартную АКПП, вез всяких типтроников, или других режимов ручного переключения;
- Во время переключения с режима «драйв» на режим «реверс» не стоит делать паузу на нейтральной передаче, тут нет таких синхронизаторов, как на механической коробке;
- Движение вперёд или назад нужно начинать только после того, как вы услышите специфический толчок, указывающий на то, что передача включилась;
- Когда автомобиль совершает кратковременные остановки в пробках, на светофорах и пешеходных переходах, лучше вообще не трогать ручку переключения передач.
- Коробка не нуждается в переключениях на нейтралку, достаточно один раз включить режим «D» и можно ехать хоть 1 000 км, если задний ход не понадобится;
Нельзя завести машину с автоматом с «толкача».
Вот основные правила, знать которые должен каждый владелец машины с автоматической коробкой передач.
Некоторые нюансы, которые знают не все
Для тех, кто уже достаточно давно эксплуатирует автомобили с АКПП, будет полезно узнать несколько нюансов. Например, я постоянно слышу высказывания, что пробуксовка колёс во время езды по грязи или по скользкой дороге может вывести из строя коробку. На самом деле, ничего криминального в этом нет. Единственное, что может произойти при длительных пробуксовках – это резкое повышение температуры в гидротрансформаторе. Если система охлаждения коробки неисправна или засорена, это может действительно привести к проблемам. Именно по этой причине все серьёзные внедорожники имеют механические коробки передач.
Подобная точка зрения появилась из-за «светофорных гонщиков» на мощных машинах. Они постоянно трогаются с пробуксовками, а это по-любому повышенная нагрузка на коробку. Если постоянно стартовать с места в режиме «газ в пол», то сломается как механика, так и автомат.
Многие панически бояться застрять в грязи на машине с автоматом. Ничего страшного в этом нет, главное не растеряться и вести себя хладнокровно. Не надо газовать, иначе машина просто завязнет, и вытаскивать её придётся трактором. Из грязи выбираться нужно враскачку, но только машину нужно обязательно останавливать нажатием на тормоз перед переключением передачи.
Машину с автоматической коробкой передач нельзя транспортировать на сцепке. Нужен эвакуатор, иначе коробку можно вывести из строя. Вся проблема в том, что коробка должна смазываться маслом во время работы, а это возможно только когда работает мотор. Так что, если мотор не заводиться, о буксировке можно не мечтать, иначе вы получите ещё и неисправную коробку. Если мотор заведётся, то можно буксировать машину на нейтральной передаче, но это только в крайнем случае.
Что может привести к выходу из строя АКПП?
Для того чтобы автоматическая коробка передач работала долгие годы, нужно соблюдать ряд правил. Нельзя постоянно ездить, активируя режим кик-дауна. Ничего страшного, если вы иногда будете ускоряться в этом режиме, но это не должно стать манерой постоянной езды.
Нужно следить за уровнем масла в коробке. Если уровень резко упадёт, то коробка долго не проработает. При температуре воздуха более +30 градусов, не стоит ездить в динамичном режиме. Это может привести не только к перегреву коробки, но и к перегреву двигателя. Не рекомендуется ездить на непрогретой коробке, хотя это утверждение достаточно спорное. Не стоит ездить в аварийном режиме, если такое произойдёт, рекомендуется как можно скорее ехать на ремонт.
Несколько наивных вопросов и ответов, интересующих владельцев авто с АКПП
Владельцы машин с автоматом часто спрашивают, можно ли им буксировать другие автомобили? На этот вопрос однозначно ответить нельзя. В принципе, буксировать другие автомобили можно как на механике, так и на автомате. Просто в случае с автоматом рекомендуется ехать только на первой передаче. При этом долгая буксировка вредна для всех типов коробок. Я как-то таскал машину на буксире около двух часов, буквально через неделю моя АКПП сломалась.
Можно ли тягать прицепы на АКПП? С одной стороны, делать это не рекомендуется. С другой стороны, тяжёлые американские внедорожники постоянно тягают прицепы, и ничего с ними не происходит. Мы можем посоветовать установить дополнительный радиатор охлаждения для АКПП, если вы постоянно буксируете прицепы.
Насколько надёжны АКПП? Автоматические коробки переключают передачи без участия водителя, поэтому они работают в щадящем режиме. Есть мнение, что ресурс АКПП меньше, чем у МКПП, но практика говорит обратное. Я езжу на машинах с автоматом более 10 лет, причём одну машину эксплуатирую 8 год. Ни разу АКПП не доставляла никаких хлопот. Главное следить за уровнем масла и соблюдать интервалы его замены.
Получается, что автоматическая коробка передач более надёжная, чем механика. Только нужно научиться её правильно эксплуатировать, и проблем не будет долгие годы.