Сегодня речь снова пойдет о дорожном просвете кроссоверов, да и автомобилей в целом. Тема эта вызывает много споров, и сегодня я попытаюсь внести некоторую ясность.
Просматривая всевозможные обзоры, вы не раз могли слышать, что клиренс – это наименьшее расстояние от днища до поверхности дороги. Проистекает данная мысль из ГОСТ Р 50182-92, где сказано, что дорожный просвет это:
Расстояние между поверхностью дороги и самой нижней точкой центральной части автомобиля.
Под центральной частью понимают длинный прямоугольник от передней до задней кромки автомобиля (с вычетом краев, где расположены колеса, амортизаторы).
Еще более лаконичное обозначение дает военная терминология, в ней «это расстояние до наиболее низкого элемента конструкции».
Попытки измерять клиренс иномарок всевозможными блогерами и автомобильными изданиями чаще всего приводили к одному выводу – маркетологи обманывают народ, модели не обладают заявленным дорожным просветом. Мысль, конечно, здравая, но не все в ней так однозначно.
Проблема отчасти заключается в том, что государства, производящие автомобили, не используют российские ГОСТы. Наше же понятие клиренса хоть и в целом похоже на определение, существующее во многих странах, в том числе по большому счету соответствует европейской директиве 92/53 / EWG, но не является единственным.
Так, к примеру, в Германии дорожный просвет определяют, построив под днищем некую дугу (условно от правого колеса к левому). Поэтому если вы видите, к примеру, вогнутый элемент защиты двигателя на немецком авто, знайте, просвет меряли не по самой низкой, а как раз по высокой, отдаленной от поверхности дороги точки. Также дуга может быть построена и между осями.
В Германии нет понятия минимального допустимого дорожного просвета, а также допустимо предоставление информации о дорожном просвете по определенному месту днища, с указанием этого самого места. Создается впечатление, что многие автопроизводители как раз подобный метод и используют.
Во многих европейских странах производитель не указывает клиренс в основные характеристики, да и сама эта характеристика зачастую игнорируется владельцами. Вероятно, связано это с густой сетью дорог, находящихся в хорошем состоянии.
С одной стороны, очевидно, что российский подход к дорожному просвету более честный, но назвать его единственным имеющим право на существование нельзя.
Думаю, очевидно, что во многих случаях вероятность зацепа серединой днища выше, нежели более низкими частями, расположенными ближе к осям. Хотя все зависит от конкретного типа поверхности, ее рельефа и плотности.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что не всегда несоответствие заявленному клиренсу является таковым на самом деле. Вопрос в методике измерения. Тут, впрочем, не только у разных стран, но и у каждого производителя свои стандарты, и некоторые действительно создают идеальные условия, позволяющие намерять как можно больше.
Если уже упомянутый ГОСТ подразумевает измерение клиренса автомобиля под нагрузкой, в английских источниках чаше всего фигурируют замеры пустого автомобиля.
Суть проблемы заключается в том, что автопроизводитель не обязан предоставлять сведения о величине дорожного просвета. Если же он решит предоставить подобные сведения, то он свободен выбирать методику определения просвета, может указать определенную точку на свое усмотрение.
Врут ли производители, предоставляя данные о клиренсе того или иного кроссовера или внедорожника? Вероятно, нет. Скорее они создают либо идеальные условия измерения, либо используют выгодную для данного транспортного средства методику.
Зачастую складывается впечатление, что они (автопроизводители) следуют ГОСТу, вот только под
«самой нижней точкой центральной части автомобиля»
подразумевают реальный центр между осями, где в большинстве кроссоверов и расположена самая высокая точка.
Такой способ расположения наивысшей точки с одной стороны действительно позволяет в ряде случаев избежать зацепа днищем, с другой – формально но не очень честно якобы соблюсти трактовку ГОСТа, который, впрочем, не накладывает на производителей каких-либо требований.