В Китае ещё в прошлом году правительство было очень сильно озабочено падением спроса на новые автомобили. Автомобильный рынок впервые за десятки лет перестал расти. А пандемия коронавируса подкосила авторынок ещё больше.

Эксперты говорят, что падение авторынка в Китае в этом году будет на уровне 10%. Это много. Особенно учитывая тот факт, что китайцы привыкли к постоянному росту по всем фронтам. В прошлом году, почуяв естественное замедление спроса на новые машины, правительство пошло на беспрецедентные меры — некоторым провинциям разрешили продавать подержанные машины заграницу. В том числе и в Россию. Ничего хорошего из этого, правда, пока не вышло, но сейчас не об этом.

Автомобильный рынок является критерием экономического роста, своего рода катализатором для роста всей экономики. Так что, несмотря на разговоры об экологии и выбросах, никто не собирается специально снижать производство автомобилей. Правительства пытаются заставить производителей делать более «чистые» машины, электромобили, но я опять ухожу в сторону.

Как мы знаем, карантин в Китае уже практически полностью отменен, людям даже разрешили играть свадьбы. И даже без масок. Но автомобильный рынок не спешит восстанавливаться, не говоря уже о наверстывании продаж за предыдущие 2,5 месяца карантина.

Чтобы не допустить тотального проседания автомобильного бизнеса (а это очень закредитованная область экономики), власти решили продлить на 2 года льготы для покупателей электромобилей и подключаемых гибридов (заводы набрали кредитов, а с падением спроса последует череда банкротств). А некоторые муниципалитеты и вовсе решили доплачивать покупателям новых машин — в некоторых городах введены прямые субсидии размером до 1400 долларов.

А что у нас? Российский рынок тоже ждет спад. И не менее внушительный, чем в Поднебесной. Прогнозы расходятся: кто-то говорит о падении рынка на 10%, а кто-то склонен думать, что если ситуация с пандемией не наладится до начала лета, падение будет на 30%.

В общем, ничего хорошего при любом раскладе. О массовом банкротстве дилерских центров я уже говорил. Дай бог, если мы недосчитаемся только трети дилеров.

Что касается льгот, то вряд ли правительство пойдет на какие-то дополнительные меры поддержки. Возможно, продлят существующие программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Возможно, дадут какие-то налоговые льготы автопроизводителям. Или даже подкинут им деньжат, чтобы не было массовых сокращений и закрытия заводов, но вряд ли машины для граждан станут дешевле.

А вот чего стоит ожидать, так это сужения ассортимента. Российский авторынок и так не баловал покупателя разнообразием бюджетных моделей, а уж и теперь и подавно не стоит ждать классных новинок. Ограничимся модельным рядом Киа, Рено, Хёндэ и Лады.

Шиковать можно будет только, выбирая китайский автопром. Несмотря на то, что дешевым он не будет, зато за те же деньги получишь гораздо более качественный и дорогой интерьер, плюс кучу опций, которые не предложат ни корейцы, ни японцы, ни европейцы.