В СССР с давних пор было только три отечественных внедорожника, которые отличались феноменальной проходимостью.

Это ЛуАЗ, УАЗ и Нива. После развала Советского Союза ЛаАзы ещё выпускались мелкосерийно до 2002 года, но сейчас основными российскими внедорожниками стали УАЗы и Нивы. Сегодня мы не будем рассматривать всякие Шнивы и Патриоты, а остановимся на классических УАЗах и Нивах.


Общие сведения

Начать нужно с того, что УАЗ – это военная машина, разработанная для армии, и она представляет собой классический рамный внедорожник, достойный преемник ГАЗ -69, который в свою очередь является потомком американского Виллиса. Конструкторы УАЗ должны были создать унитарный автомобиль, способный передвигаться вне дорог, часто вместе с танками.

Нива, в свою очередь, разрабатывалась исключительно для гражданского рынка, и у неё несущий кузов, что даёт преимущества в комфорте. Нива проектировалась для сельских жителей, и должна была передвигаться по просёлочным дорогам. Ничего не заметили? Правильно, УАЗ изначально проектировался для бездорожья, а Нива – для сельских дорог. Уже из этого можно сделать некоторые выводы.

Но теория теорией, а как обстоит дело на практике? УАЗ тяжелее, поэтому проходимость у него должна быть хуже. Давайте рассмотрим технические параметры автомобилей, чтобы понять, какой из них лучше для бездорожья.


Технические характеристики Нивы и УАЗа

Если подходить к делу согласно современной классификации, то Ниву полноценным внедорожником назвать нельзя, у нее даже рамы нет. Но опытные джиперы знают, что по проходимости Нива может дать фору любому зарубежному внедорожнику, если того специально не подготавливали к бездорожью. Дорожный просвет у Нивы 220 мм, что выше на 10 мм, чем у УАЗа.

А вот УАЗ настоящий рамный внедорожник, он выше и просторнее Нивы, хотя тоже не блещет размерами. Вес УАЗа примерно на 700 кг больше, чем у Нивы, поэтому про динамику здесь можно даже не мечтать. Некоторые утверждают, что из-за веса УАЗ будет застревать в грязи, но с другой стороны, это увеличивает вероятность зацепа колёс с твёрдой почвой.

Что касается силовых агрегатов, то УАЗы предлагается с несколькими моторами, от 2,5 до 2,9 литров, а нива только с двумя моторами – 1,6 и 1,7 литра. При этом мы говорим о машинах разных годов выпуска, стоящих от 50 до 150 000 рублей.

Что касается динамики, то это не для отечественных внедорожников. Если Нива разгоняется до первой сотни за 20 секунд, то Уазу для этого понадобится около 35 секунд. Но сразу стоит сказать, что передвигаться по трассе на этих машинах некомфортно. Расход топлива у УАЗа более 15 литров на сотню, а Нива может вложиться в 10 литров.

И вот тут начинаются парадоксы – у «настоящего» рамного внедорожника УАЗ передний привод подключаемый, а «паркетник» Нива имеет постоянно работающий полный привод, плюс у неё имеется блокировка межосевого дифференциала.


Так что же взять?

Получается, что Нива экономичнее и выгоднее, чем УАЗ? Не спешите делать выводы, на практике всё немного иначе. Если вы планируете использовать машину чисто для «покатушек» в грязи, то и Ниву и УАЗ придётся дорабатывать. В стоковом состоянии рамный УАЗ определённо лучше, он проедет там, где Нива просто развалится.

Если брать машину для доработки, неважно, что это будет, всё равно все основные узлы будут переделаны. А вот если вам нужен надёжный и вместительный автомобиль для охоты или рыбалки, лучше взять УАЗ. Он более вместительный, да и металл у него покрепче, не боится веток и кустов. Мощные бамперы УАЗ способны не только мять кусты, небольшие деревца ими тоже прекрасно сносятся.


Вывод

Если вам нужна машина исключительно для бездорожья, берите УАЗ, но если вы планируете передвигаться на этом автомобиле по трассе или в городе, лучше взять Ниву, она более комфортная и экономная. В любом случае знайте, что после иномарки, Нива и УАЗ покажутся вам каким-то реликтом, ездить на них будет очень сложно.