Микроавтобусы УАЗ, которые помнят ещё с самого детства наши родители, по-прежнему колесят по дорогам России.

Созданные в 50-х годах ХХ века, эти автомобили очень популярны у охотников, рыбаков и в тех сферах, где приходится ездить по разбитым дорогам. Мало кто знает, что УАЗ-452 разрабатывался вовсе не с целью стать незаменимым помощником председателя колхоза или лесничего, а для эвакуации пострадавших после радиоактивной атаки.

Сейчас это кажется не более чем страшным сном, но в 50-х годах угроза ядерного конфликта серьёзно рассматривалась как США, так и СССР. Уже в более поздние годы УАЗ «Буханка» стал лучшим отечественным внедорожником, способным перевозить значительные грузы, а о его изначальном предназначении помнят только на самом заводе УАЗ.


История создания

Автомобиль УАЗ-452 разрабатывался по заказу Министерства обороны СССР. Сразу после войны советские военные чины были уверены, что Третья мировая война не за горами, поэтому нужно к ней усилено готовиться. Естественно, что в результате ядерного удара должны были появиться сотни тысяч жертв. Поэтому нужна была надёжная и неприхотливая машина, способная вывести из зоны заражения всех пострадавших.

Вряд ли разговор шёл о простых гражданах, скорее всего, эвакуировать нужно было руководство и партийных работников. Но в любом случае, перед конструкторами была поставлена вполне чёткая задача – машина должна иметь просторный салон на пять носилок и феноменальную проходимость.

Только после смерти Сталина стало ясно, что напряжённость между двумя супердержавами начинает ослабевать, и никакой ядерной войны, скорее всего, не будет. Но работы над автомобилем шли уже давно, и первые прототипы появились к 1958 году. Злые языки поговаривают, что первый грузовой УАЗ был почти полной копией Jeep FC, который был выпущен двумя годами раньше.

Можно в это верить или не верить, но факт остаётся фактом, ещё во время Великой Отечественной войны все работы по созданию грузовых внедорожников были неудачными. А вот военная техника, которая была передана стране по Ленд-лизу, оказалась надёжной и проходимой. Именно на её основе создавали советские легковые и грузовые полноприводные машины.

Инженеры УАЗ, никак не комментируя схожесть американской и советской машин, утверждали, что их модель вышла на 2 года позже лишь из-за тщательности доработки и доведения машины «до ума». И ничего у американцев они не подсматривали, а наоборот, это шпионы США украли на заводе все чертежи, помешав СССР завершить разработки машины несколькими годами ранее. Такая версия в те годы отлично бы «прокатила».


Первые прототипы

В 1958 году появились первые прототипы «Буханки», получившие заводской индекс УАЗ-450. В качестве шасси было решено использовать платформу ГАЗ-69. В этом же году прошли испытания новой модели. Машина могла перевозить грузы до 800 кг, и разгонялась до 90 км/ч. До начала 1958 года перед руководством завода была поставлена задача запустить конвейерную сборку, и заводчане с этим справились. Видимо, ещё свежи в памяти были методы Сталина, который за срыв сроков карал очень жестоко.

На первые модели УАЗ ставили мотор с рабочим объёмом 2,1 литра, развивающий 52 л.с. и работающий в паре с трёхступенчатой коробкой передач. Так машина выпускалась до 1965 года, в которой прошёл первый серьёзный рестайлинг.


Машина очень изменилась:

  • Вместо старой изогнутой рамы поставили совершенно новую прямую раму, разработанную специально для «Буханки»;
  • Серьезно переработали всю подвеску;
  • Появились телескопические амортизаторы;
  • Было решено отказаться от старого и маломощного двигателя 2,1 литра. Вместо него было решено ставить более мощный мотор от ГАЗ-21, развивающий 70 л.с;
  • Механическую коробку передач заменили на более современную четырёхступенчатую.
  • Кроме внутренних изменений, машина поменялась и внешне, «Буханка» приобрела ту внешность, под которой её знают в настоящее время. Так как модернизация была серьёзной, на заводе решили присвоить машине новый индекс. Так появился УАЗ-452.

В 1965 году было принято решение называть модель в соответствии с его предназначение. К УАЗ-452 просто прибавляли букву. Грузовая модификация называлась УАЗ-452Д, санитарная машина – УАЗ-452А, микроавтобус на 10 мест – УАЗ-452В.


Многообразие модификаций

Модернизированная машина оказалась настолько удачной, что спрос на неё многократно превышал предложение. Изначально военная машина переделывалась под различные задачи не только на самом заводе, но и на сторонних предприятиях. Особенно часто вырезали новые окна и устанавливали дополнительные сиденья, превращая грузовые «Буханки» в пассажирские автомобили.

Огромную работу проделали и инженеры завода УАЗ. Постоянно шли работы по совершенствованию своей модели, устранялись проблемы, заменялись некачественные узлы. Кроме того, было разработано много прототипов на базе УАЗ-452. Хотя ни один из них так и не вошёл в серию. Появился трехосный УАЗ, гусеничная модификация, машина с гидропневматической подвеской, пассажирский автобус с увеличенной вместимостью.

Вот только говорить о серийном производстве новых моделей было бесполезно. Завод УАЗ и так работал в три смены, но удовлетворить спрос на свои машины не мог физически. Не удавалось даже провести очередную серьёзную модернизацию, так что новый мотор УАЗ получил только во время перестройки.

После распада Советского Союза все заводы начали переживать непростые времена, но спрос на УАЗ-452 остался стабильным, хоть и небольшим. Несмотря на огромное количество хлынувших в страну иностранных микроавтобусов, ни один из них не смог стать конкурентом для УАЗа в условиях бездорожья.

На заводе УАЗ этот автомобиль выпускается до сих пор, хотя инженеры стараются всеми силами «осовременить» его. Например, в 1997 году на машину начали устанавливать новый мотор с рабочим объёмом 2,9 литра, а в 2008 году он получил ещё и систему электронного впрыска топлива, что позволило машине соответствовать нормам Евро-3.

В 2011 году появилась машина, соответствующая экологическому классу Евро-4, оснащённая гидроусилителем руля, ремнями безопасности и системой ABC.


Способен ли автомобиль 50-х годов быть безопасным?

Что касается безопасности, то этот параметр не является сильной стороной автомобиля УАЗ. Машина предназначена для бездорожья, на трассу на ней соваться не рекомендуется. Мало того, что это настоящий «тихоход», при фронтальном столкновении у водителя очень мало шансов остаться в живых. Любой, даже незначительный боковой удар может спровоцировать переворот автомобиля.

Да и комфорта при передвижении на УАЗе вам будет сильно не хватать. Это настоящий вояка, а такому автомобилю не нужны никакие дополнительные узлы, усложняющие конструкцию. Машина отличается жёсткостью подвески, настоящей «баней» в салоне летом, высоким расходом топлива и отсутствием динамики при передвижении.

Если всё так плохо, то почему же тогда на заводе продолжают выпускать этот автомобиль, родом из 50-х годов ХХ века? Всё просто, ни один автомобильный завод в России и за рубежом банально не может предложить автомобиль такого класса по адекватной цене. Никто не собирается ездить на «Буханке» по трассе, их покупают исключительно для бездорожья. А там не важен уровень комфорта.

До сих пор не ясно, когда «Буханку» заменят автомобилем нового поколения. Так что эти советские машины будут ещё долго мелькать на разбитых дорогах нашей Родины.