Премия “Автомобиль года” была учреждена в 1963 году Фредом ван дер Влугтом, редактором голландского автомобильного журнала Autovisie. Он создал экспертное жюри, в которое вошли 26 профессиональных испытателей автомобилей из девяти стран.

Победители премии "Автомобиль года" из 80-х

Цель заключалась в том, чтобы добиться более авторитетных итогов и привлечь внимание широкой общественности. Количество членов жюри и число стран, участвующих в конкурсе, со временем увеличивалось.

1980: Lancia Delta

https://www.autocar.co.uk
Разработанный Джорджетто Джуджаро в 1979 году, этот элегантный, компактный пятидверный хэтчбек демонстрировал замечательную управляемость и комфорт для автомобиля такого размера. Отчасти это объяснялось полностью независимой задней подвеской, одной из многих сложных функций, необычных для класса в то время, которая также включала реечное рулевое управление, раздельное складывающееся заднее сиденье, антизапотеватель и опциональный кондиционер. Судьям премии все это понравилось.

Что было дальше? Delta сделала очень успешную карьеру в мировом ралли, одержав 46 побед в WRC и выиграв чемпионат конструкторов 6 раз подряд – рекорд того времени. Специальная омологационная модель Integrale Evoluzione (или Evo, как ее стали называть в просторечии) была представлена на автосалоне во Франкфурте в 1991 году и сегодня является одним из самых востребованных горячих хэтчей.

1981: Ford Escort

https://www.autocar.co.uk
Кодовое название “Erika”, третье поколение популярного хэтчбека Ford представляло собой абсолютно новую конструкцию с поперечным расположением двигателя и передним приводом, с лучшим в классе коэффициентом лобового сопротивления 0,37.

Заменив архаичную рессорную подвеску старого автомобиля на полностью независимую подвеску по всему периметру, Escort впечатлил судей линейкой надежных и неприхотливых в обслуживании двигателей CVH – и обошел Fiat Panda в борьбе за титул победителя.

Что произошло дальше? К 1982 году Escort вышел на первое место в чартах продаж например в Великобритании, обогнав более габаритную Cortina.

1982: Renault 9

https://www.autocar.co.uk
Набрав более 2,2 миллионов километров пробега в ходе испытаний прототипа, Renault 9 был разработан как автомобиль для всего мира и продавался на различных рынках по всему миру.

Консервативно спроектированный и стильный, он был принят гораздо лучше, чем предшествующий хэтчбек Renault 14, и получил высокую оценку за свою функциональность, комфорт и управляемость. Полностью независимая подвеска и редкая для того времени пятиступенчатая коробка передач способствовали его победе.

Что случилось дальше? Почти полностью забытая сегодня, эта модель прожила долгую жизнь и собиралась в Турции до 2000 года. Она даже породила версию с откидным верхом, которая продавалась только в Америке.

1983: Audi 100

https://www.autocar.co.uk
Судьи COTY высоко оценили 100-ю модель за ее элегантность и топливную экономичность, чему отчасти способствовала лучшая в классе аэродинамика с коэффициентом сопротивления 0,30. Набрав рекордные на тот момент 410 очков, 100-я модель смогла вырвать победу из-под носа у Ford Sierra. Также модель 100 доказала, что передний привод может быть привлекательным выбором для крупных автомобилей.

Что было дальше? Третье поколение “сотки” стало автомобилем, который помог Audi стать производителем премиум-класса. Несмотря на опасения по поводу безопасности в Америке в связи с “внезапным непреднамеренным ускорением” – там 100-я модель была известна как 5000-я, и производство составило более 1 миллиона автомобилей до замены в 1990 году.

1984: Fiat Uno

https://www.autocar.co.uk
Борясь с конкуренцией со стороны нового Peugeot 205, Uno был столь необходимым обновлением устаревшей модели 127, которая продавалась с 1971 года. Поговаривают, что название Uno получил благодаря единственному стеклоочистителю, очень необычному для того времени! Но на самом деле название проекта автомобиля было Tipo Uno («Тип 1»), поскольку он последовал за Tipo Zero ( Fiat Panda )

Он покорил судей своей доступной ценой, проворной управляемостью и отличной топливной экономичностью, чему способствовала низкая масса, всего 711 кг.

Что было дальше? Uno закрепил позицию Fiat как лидера в производстве малолитражных автомобилей – тренд, который сохраняется и сегодня. Uno был выпущен в течение одного поколения с обширным фейслифтингом в 1989 году, а в 1995 году перестал существовать. Его сменил Punto.

Несмотря на это, он оставался чрезвычайно популярным на развивающихся рынках и продержался до 2013 года в Бразилии. Всего было продано около 9 миллионов экземпляров.

1985: Opel Kadett/Vauxhall Astra

https://www.autocar.co.uk
Известный в Великобритании как Vauxhall Astra Mk2, финальный Kadett ‘E’ вышел на рынок в 1984 году. Судьи похвалили его за инновационный дизайн, модернизированный интерьер и широкий выбор двигателей. Различные варианты, включая трехдверный, пятидверный и Caravan (универсал), повысили популярность модели, как и спортивный уровень комплектации GSi с двигателем мощностью 115 л.с.

Что произошло дальше? Доведенный до совершенства в империи GM, Kadett был известен как Chevrolet в Бразилии, а также заложил основу для нового Daewoo LeMans (также известного как Cielo, Racer или Nexia). После 1991 года Vauxhall и Opel хотели упорядочить названия моделей, поэтому версия Opel следующего поколения использовала шильдик Astra.

1986: Ford Granada/Scorpio

https://www.autocar.co.uk
В то время, когда автомобили представительского класса от ведущих производителей хорошо продавались, Scorpio (известный как Granada Mk3 в Великобритании и Ирландии) использовал дизайнерские находки Sierra в более крупной и элегантной форме кузова. Как и этот автомобиль, он также предлагался в кузове хэтчбек, что подчеркивало его большую эксплуатационную практичность – освежающий вариант в этом классе.

Плавный и энергичный V6 был одним из обширного ряда двигателей, которые придавали Scorpio неослабевающую привлекательность, но настоящим ключом к разгадке для судей стало серийное торможение с ABS во всем модельном ряду, впервые появившееся на серийном автомобиле.

Что было дальше? Для первого поколения Scorpio сохранил почитаемое имя Granada, опасаясь, вероятно, снизить продажи.

1987: Opel Omega

https://www.autocar.co.uk
Известная в Великобритании как Vauxhall Carlton, знаменитая Omega представила целый ряд нововведений, таких как бортовой компьютер и, что интересно, перчаточный ящик с кондиционером. Судьи похвалили его за улучшенную аэродинамику и многорычажную заднюю подвеску, которая обеспечивала превосходный комфорт при езде.

Что было дальше? Он лег в основу одного из самых резвых спортивных седанов своего времени, Lotus Carlton/Omega 1990 года.

Подвеска была модифицирована Lotus для повышения устойчивости на высоких скоростях и улучшения динамики, а также была заимствована система питания “Servotronic” от Opel Senators – как и у большинства современных автомобилей, она обеспечивала полную помощь на низких оборотах. Стандартная Omega прекратила свое существование в 1994 году.

1988: Peugeot 405

https://www.autocar.co.uk
405 обошел занявший второе место Citroën AX на 212 баллов в конкурсе COTY 1988 года. Судьям понравилось, как он сумел использовать легкую управляемость 205-й модели в более крупном кузове, и вывел отважный Peugeot в лидеры класса по качеству управления.

Созданный Pininfarina, 405 был отмечен не только за динамику, но и за революционный новый дизельный двигатель XUD 1.9, который обеспечивал превосходное сочетание экономичности и производительности.

Что было дальше? В Европе модель 405 продержалась в продаже десять лет, а в 1997 году передала эстафету модели 406. Однако эта модель до сих пор выпускается в Иране компанией Iran Khodro, хотя и в несколько обновленном виде, оснащенном большим набором средств безопасности.

В мире было продано около 2,5 миллионов 405-х.

1989: Fiat Tipo

https://www.autocar.co.uk
Для борьбы с ржавчиной новый Tipo был полностью изготовлен из оцинкованных кузовных панелей. Новая платформа и оригинальный дизайн позволили создать инновационную компоновку, благодаря чему пространство для ног сзади было лучше, чем в Ford Sierra классом выше, несмотря на то, что Tipo занимал такую же площадь, как и Escort того времени.

Отличная управляемость и низкая цена покупки также стали ключевыми факторами, которые помогли Tipo занять первое место, обойдя Opel Vectra/Vauxhall Cavalier (второе место) и VW Passat (третье).

Что произошло дальше? Она стала одной из немногих моделей, которая обошла по продажам бесконечно популярный Volkswagen Golf в Бразилии, а в Европе продержалась до 1995 года.

Пришедшие на смену Stilo и Bravo не были столь популярны, но имя Tipo всплыло после перерыва в 2015 году.