Премия “Автомобиль года” была учреждена в 1963 году Фредом ван дер Влугтом, редактором голландского автомобильного журнала Autovisie. Он создал экспертное жюри, в которое вошли 26 профессиональных испытателей автомобилей из девяти стран.
Цель заключалась в том, чтобы добиться более авторитетных итогов и привлечь внимание широкой общественности. Количество членов жюри и число стран, участвующих в конкурсе, со временем увеличивалось.
1980: Lancia Delta
Что было дальше? Delta сделала очень успешную карьеру в мировом ралли, одержав 46 побед в WRC и выиграв чемпионат конструкторов 6 раз подряд – рекорд того времени. Специальная омологационная модель Integrale Evoluzione (или Evo, как ее стали называть в просторечии) была представлена на автосалоне во Франкфурте в 1991 году и сегодня является одним из самых востребованных горячих хэтчей.
1981: Ford Escort
Заменив архаичную рессорную подвеску старого автомобиля на полностью независимую подвеску по всему периметру, Escort впечатлил судей линейкой надежных и неприхотливых в обслуживании двигателей CVH – и обошел Fiat Panda в борьбе за титул победителя.
Что произошло дальше? К 1982 году Escort вышел на первое место в чартах продаж например в Великобритании, обогнав более габаритную Cortina.
1982: Renault 9
Консервативно спроектированный и стильный, он был принят гораздо лучше, чем предшествующий хэтчбек Renault 14, и получил высокую оценку за свою функциональность, комфорт и управляемость. Полностью независимая подвеска и редкая для того времени пятиступенчатая коробка передач способствовали его победе.
Что случилось дальше? Почти полностью забытая сегодня, эта модель прожила долгую жизнь и собиралась в Турции до 2000 года. Она даже породила версию с откидным верхом, которая продавалась только в Америке.
1983: Audi 100
Что было дальше? Третье поколение “сотки” стало автомобилем, который помог Audi стать производителем премиум-класса. Несмотря на опасения по поводу безопасности в Америке в связи с “внезапным непреднамеренным ускорением” – там 100-я модель была известна как 5000-я, и производство составило более 1 миллиона автомобилей до замены в 1990 году.
1984: Fiat Uno
Он покорил судей своей доступной ценой, проворной управляемостью и отличной топливной экономичностью, чему способствовала низкая масса, всего 711 кг.
Что было дальше? Uno закрепил позицию Fiat как лидера в производстве малолитражных автомобилей – тренд, который сохраняется и сегодня. Uno был выпущен в течение одного поколения с обширным фейслифтингом в 1989 году, а в 1995 году перестал существовать. Его сменил Punto.
Несмотря на это, он оставался чрезвычайно популярным на развивающихся рынках и продержался до 2013 года в Бразилии. Всего было продано около 9 миллионов экземпляров.
1985: Opel Kadett/Vauxhall Astra
Что произошло дальше? Доведенный до совершенства в империи GM, Kadett был известен как Chevrolet в Бразилии, а также заложил основу для нового Daewoo LeMans (также известного как Cielo, Racer или Nexia). После 1991 года Vauxhall и Opel хотели упорядочить названия моделей, поэтому версия Opel следующего поколения использовала шильдик Astra.
1986: Ford Granada/Scorpio
Плавный и энергичный V6 был одним из обширного ряда двигателей, которые придавали Scorpio неослабевающую привлекательность, но настоящим ключом к разгадке для судей стало серийное торможение с ABS во всем модельном ряду, впервые появившееся на серийном автомобиле.
Что было дальше? Для первого поколения Scorpio сохранил почитаемое имя Granada, опасаясь, вероятно, снизить продажи.
1987: Opel Omega
Что было дальше? Он лег в основу одного из самых резвых спортивных седанов своего времени, Lotus Carlton/Omega 1990 года.
Подвеска была модифицирована Lotus для повышения устойчивости на высоких скоростях и улучшения динамики, а также была заимствована система питания “Servotronic” от Opel Senators – как и у большинства современных автомобилей, она обеспечивала полную помощь на низких оборотах. Стандартная Omega прекратила свое существование в 1994 году.
1988: Peugeot 405
Созданный Pininfarina, 405 был отмечен не только за динамику, но и за революционный новый дизельный двигатель XUD 1.9, который обеспечивал превосходное сочетание экономичности и производительности.
Что было дальше? В Европе модель 405 продержалась в продаже десять лет, а в 1997 году передала эстафету модели 406. Однако эта модель до сих пор выпускается в Иране компанией Iran Khodro, хотя и в несколько обновленном виде, оснащенном большим набором средств безопасности.
В мире было продано около 2,5 миллионов 405-х.
1989: Fiat Tipo
Отличная управляемость и низкая цена покупки также стали ключевыми факторами, которые помогли Tipo занять первое место, обойдя Opel Vectra/Vauxhall Cavalier (второе место) и VW Passat (третье).
Что произошло дальше? Она стала одной из немногих моделей, которая обошла по продажам бесконечно популярный Volkswagen Golf в Бразилии, а в Европе продержалась до 1995 года.
Пришедшие на смену Stilo и Bravo не были столь популярны, но имя Tipo всплыло после перерыва в 2015 году.