В 1980-х годах британские автосалоны продавали тысячи «Жигулей» ежегодно, но сейчас в Великобритании на ходу осталось лишь несколько десятков таких машин.
Журнал Classic Car Mart составил рейтинг самых редких автомобилей восьмидесятых и девяностых годов. Тех, которые когда-то были массовым ширпотребом, а сейчас стали настоящей экзотикой.
На первом месте списка — советская Lada Riva (под таким именем продавались модели ВАЗ-2104, 2105 и 2107). По данным на начало этого года, на учёте в Великобритании числилось лишь 49 машин семейства.
В рейтинге редкости «Жигули» обогнали модели Alfa Romeo 146 (на учёте стоит 89 автомобилей) и Fiat Uno (у британцев осталось 218 таких машин). Далее в списке — Renault 21, Vauxhall Carlton, Citroen BX, Nissan Bluebird…
Продажи «Лады Ривы» в Великобритании стартовали в 1983 году, а расцвет советской марки пришёлся на конец десятилетия — в 1988 году дилеры по всей стране продали 30 тысяч тольяттинских машин.
«Ладу» покупал «рабочий класс», привлечённый невысокой стоимостью: британская пресса описывала «Риву» как «достойный автомобиль по доступной цене». Правда, простая и дешёвая техника часто становилась объектом насмешек, вот один из британских анекдотов того времени:
— Как повысить стоимость «Лады» вдвое?
— Заправить полный бак!
Но уже в начале 1990-х годов всё это стало неактуальным: интерес к «Ладе» начал неуклонно снижаться. Конструкция машин устаревала, а на рынке появились недорогие корейские бренды — Hyundai, Kia, Daewoo. В 1997 году АвтоВАЗ окончательно завершил поставки автомобилей в Великобританию.