Собрались как-то австралийцы японскую и советскую машины простестировать… Звучит, как анекдот, но издание CarAdvice действительно столкнуло лбами внедорожники Suzuki Jimny 2020 года и Lada Niva 1988 года с целью выяснить, насколько сильно отличаются автомобили разных эпох.

Как отметили авторы обзора, «Джимни» — один из самых доступных новых внедорожников в Австралии (базовая цена 26 тысяч долларов), при этом он неплохо оснащён: шесть подушек, электростеклоподъёмники, климат-контроль, мультимедийка с Apple CarPlay и Android Auto, светодиодные фары. Под капотом — бензиновый мотор объёмом 1,5 л на 102 л. с. Естественно, в наличии есть подключаемый полный привод с «понижайкой».

«Нива» в далёких восьмидесятых стоила 13,5 тысяч долларов и широкого выбора комплектаций не имела. Для того времени впечатляют кассетная магнитола «Пионер» и дворники с омывателями на фарах. В наше же время удивляет наличие набора инструментов, насоса и «кривого стартера», который, по словам австралийцев, обязательно понадобится, когда сядет аккумулятор. Двигатель — хорошо известный россиянам ВАЗ-2106 (1,6 литра, 76 л. с.), привод — постоянный полный, есть понижающий ряд и блокировка межосевого дифференциала.

Не забыли авторы и про тот факт, что «Нива» была первым серийным полноприводным автомобилем с несущим кузовом и независимой передней подвеской, то есть стала предвестником современных кроссоверов.

В активе «Джимни» есть более богатый набор оборудования, но «Нива» для своего времени тоже была хороша. Да и возможности двигателей на удивление близки, здесь за 30 лет всё весьма стабильно.

Дизайн тольяттинской машины, конечно, с тех пор практически не изменился, но он изначально был сделан «на века», в результате чего она до сих пор не выглядит устаревшей. Особенно на фоне новенького «японца», облик которого выполнен в классическом ключе.

Размеры машин в целом довольно близки, но отличаются пропорции: «Нива» длиннее и шире, «Джимни» выше. Интересно, что в родной для нас продукции заметно просторнее, австралийцы даже говорят, что она «ощущается огромной» по сравнению с оппонентом. Багажник тоже значительно больше. Впрочем, превзойти «Сузуки» несложно, ведь объём его «трюма» всего 85 литров, если не складывать сиденья. В общем, в этом раунде однозначно побеждает «Нива».

По обзорности — паритет, всё отлично видно. Материалы салона в «Сузуки» современнее, но в плане износостойкости большого скачка не наблюдается. Эргономику «Нивы» оценили как хорошую, даже несмотря на смещённый вбок руль. В «Джимни» тоже несложно достать до кнопок и регуляторов, неудобно разве что оперировать сенсорным дисплеем на ходу. Однако сама система работает отлично. Аудиокассету для проверки магнитолы авторы не нашли, но радио в «Ладе», с их слов, звучит хорошо.

Трансмиссия «Нивы» обеспечивает максимальное передаточное отношение 32,1:1 и даёт хорошие возможности вне дорог, что и подтвердилось на тесте. Отмечают австралийцы также и хорошую артикуляцию подвески. Отрицательный момент: машина будет постоянно напоминать о бездорожье разными шумами, лязгами и ударами.

«Сузуки» ощущается комфортнее и тише. Передаточное отношение даже немного выше: 36,2:1. А вот по ходам подвески «японец» проигрывает, поэтому он более склонен к вывешиванию колёс, что, впрочем, не является препятствием для передвижения. Спереди, в отличие от «Нивы», неразрезной мост, надёжный, но более тяжёлый.

Таким образом, у «Лады» больше дорожный просвет и ходы подвески, что и позволяет ей выиграть на пересечённой местности.

А вот на дороге Нива сдаёт. Её двигатель приходится крутить, чтобы держаться в потоке. В пятиступенчатой коробке пятая передача является повышающей, так что в основном приходится выбирать из оставшихся четырёх. Плавность хода неплохая, но тщательный подбор шин мог бы её ещё улучшить. Рулевое управление на бездорожье радовало, а на асфальте оно становится неинформативным. Тормоза и вовсе слабые. Напрягают и аэродинамические шумы после 80 км/ч.

«Джимни» на этом фоне воспринимается современнее и приятнее. Тормоза позволяют остановиться ровно там, где вы хотите, что кажется само собой разумеющимся, но всё равно это непривычно после «Лады». Suzuki чувствителен к ветру, неразрезные мосты заставляют его иногда «гулять» на кочках, но в целом впечатление всё равно более позитивное.

CarAdvice заключает, что «Нива», конечно, была передовой для своего времени, но с тех пор не очень прогрессировала. А вот «Джимни» показывает, что из архаичной, на первый взгляд, конструкции ещё можно сделать современную машину. Пусть она не совершила скачок в характеристиках, зато комфорт и надёжность явно выросли.