Под чутким руководством коммунистической партии Китай сделал то, что многие считали невозможным, а именно стал первой экономикой мира, подвинув засидевшиеся на этом месте США.

Возможно, на этом месте должен был быть СССР, но история, как мы знаем, не терпит сослагательного наклонения.

История бурного развития китайского автопрома началась недавно. В 2000-ом году во всем огромном и людном Китае производилось около 2 миллионов машин в год. Для примера США в этом же году выпускали 12.7 миллионов автомобилей. Через 10 лет, к 2010 году Китай стал крупнейшим автопроизводителем мира, в год уже производилось 18.2 миллиона автомобилей, в США – только 7.7. На данный момент в Поднебесной ежедневно производят около 76 тысяч новых машин, а сама страна является не только крупнейшим сборочным цехом, но и потребителем.

Первые поступившие на российский рынок творения китайского автопрома не отличались характеристиками, качеством. Их брали сугубо по причине доступности. Долгое время приобретение китайского авто считалось не самым разумным поступком, и на то были основания.

Однако в 2013 году в Белоруссии было запущено предприятие «Белджи», на котором начали собирать автомобили Geely. В 2014 году началось строительство мощностей еще одного китайского бренда – Haval под Тулой. Через несколько лет был представлен ряд таких кроссоверов, как Haval H2, Haval H6, Geely Atlas.

Машины народ, как и полагается, встретил с изрядным скепсисом. Однако полезшие «под капот» журналисты и блогеры нашли там неприлично много узлов от всемирно известных брендов. Например, муфты полного привода от американского BorgWarner. Как оказалось, материалы отделки салона тоже превосходили многих более именитых конкурентов.

Однако первые годы продаж машины продавались откровенно слабо. Люди поглядывали и ждали, когда вся эта красота начнет гнить, сыпаться, дико терять в цене. Как оказалось, данные кроссоверы хоть и имели свои минусы, но вот поголовно проявляющихся сильных косяков не имели.

В 2018-2019 году начали выходить обзоры, в которых китайские кроссоверы сравнивали с конкурентами от Nissan, Renault, Mitsubishi, Hyundai. Не сказать, что тот же Haval H6 или Geely Atlas уделывали конкурентов. В чем-то они оказывались хуже, в чем-то лучше, но еще 7-8 лет назад сам факт такого сравнения звучал бы дико.

К 2019 году жители СНГ поняли, что китайские кроссоверы если не хороши, то уж точно не так плохи, как предполагалось. Итогом стало то, что только за первое полугодие Haval продал больше кроссоверов, чем за весь прошлый год. Продажи выросли в 5 раз. Geely увеличило продажи почти в 4 раза.

Однако вернемся к теме статьи – почему доля китайских кроссоверов на российском рынке будет расти?

Отчасти этому способствуют всевозможные интересные программы, пятилетняя гарантия от Geely, бесплатная эвакуация (HAVAL Assistance) от Haval, но основные причины в другом.

Во-первых, главной причиной является беспрецедентное развитие китайского автопрома. Связано оно не с тем, что китайцы молодцы, а с более прозаичными вещами. Любой производитель, и автопроизводитель в том числе, для запуска мощностей должен предоставить все свои технологии правительству Китая. Патенты, конечно, сохраняют право, но кто сказал, что китайцы не могут в определенной мере опираться на технологии, к примеру, столь популярного в Поднебесной концерна VAG или Honda, Toyota.

По сути Китай является единственной страной в мире, которая в случае появления некого железного занавеса между странами может самостоятельно воссоздать почти все технологии всей современной цивилизации.

Кроме того, сами китайцы скупают известных автопроизводителей. Тот же Geely владеет Volvo и скоро должен представить в России доступные кроссоверы с двигателями и от Volvo. Знаете такой бренд, как Hummer? Он тоже уже китайский. На данный момент идет скупка акций Mercedes-Benz (Daimler AG), Citroën, Peugeot, Opel и других.

По сути те модели кроссоверов из Китая, которыми начала в последнее время интересоваться автомобильная общественность, признавая их как минимум на уровне середнячков рынка, по факту являются уже устаревшими. В Китае их сменили новые рестайлинги, поколения.

Из вышесказанного не следует, что через несколько лет кроссоверы из Поднебесной будут доминировать на российском рынке, однако с уверенностью можно сказать, что их доля будет расти, и часть рынка у японцев, корейцев и европейцев они таки отожмут.

В скором времени на рынок России придут: Geely GS, Geely Coolray, он же SX11, и Geely FY-11, Haval F7x и другие современные модели. Однако, если к этому моменту вы пришли к выводу, что автор «топит» за китайский автопром, то это не совсем так. Одним из факторов, сдерживающих развитие той же Geely на российском рынке, является сама политика автопроизводителя.

Как стало известно, компания не спешит ставить на конвейер «Белджи» свои новинки, мотивируя это тем, что для этого надо снимать паркетник Emgrand X7, а он якобы народный любимец и очень популярен. Для справки – старый сугубо переднеприводный Emgrand X7 с весны 2019 года толстел в цене и на данный момент стоит в средней комплектации 1.2 млн, в максимальной – 1.33. Он по сути не только дороже полноприводного Дастера и Креты, но стоит примерно столько же, как и более старшая модель – Atlas или популярный кореец Kia Sportage в базе, ну или та же Renault Arkana в средних комплектациях. При этом автор не берется утверждать, но по имеющимся источникам модель X7 уже не продается у себя на родине.

Последствиями такого шага является тот факт, что ввозимые в Россию, а не произведенные на территории Таможенного Союза машины изрядно прибавляют в цене (растаможка). Как итог – паркетники и кроссоверы, которые должны в теории стать хорошими конкурентами уже упомянутому Дастеру и Крете, попадают в более высокую ценовую категорию. Чем продиктована такая политика – желанием заработать на старой модели, в большей мере загрузить собственные заводы на своей территории или банально слабым интересом к небольшому российскому рынку – судить сложно.