Несмотря на укрепление рубля, цены на новые машины продолжают неумолимо ползти вверх. Виной тому дефицит, вызванный острой нехваткой электронных компонентов на автозаводах. Заветного «железного коня» сегодня приходиться ждать от нескольких месяцев до года. И, скорее всего, цена на него будет выше первоначальной.

Машины скоро станут роскошью?

Современные автомобили — это достаточно сложный механизм, напичканный электроникой. И именно эти компоненты, как поясняют эксперты, в условиях пандемии оказались в остром дефиците по всему миру. Вначале распространения коронавируса микрочипы были крайне востребованными для выпуска компьютеров и другой техники, предназначенной для удаленной работы и учебы в онлайн-режиме. Затем у покупателей по всему миру вырос спрос на телевизоры, игровые приставки, смартфоны, планшеты.

Нехватка чипов привела к тому, что ряд ведущих автопроизводителей даже были вынуждены на какое-то время снизить выпуск машин или даже останавливать свои производства. В их числе оказались GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi и другие. Эти факторы привели к дефициту автомобилей в салонах. При этом, спрос на машины, взлетевший осенью прошлого года, продолжает все это время оставаться на достаточно высоком уровне.

Если в первые два квартала нынешнего года продажи легковых машин в нашей стране росли, то в третьем – резко пошли вниз. И в сентябре в России было реализовано лишь 119,5 тысячи новых автомобилей – на 22,6%, или 35 тысяч автомобилей, меньше, чем за тот же месяц 2020 года. Причем, снижение продаж затронуло, как бюджетных, так и моделей премиум-класса.


В частности, отечественная LADA «просела» на 51%,

  • китайский Changan рухнул и того больше, на 56%,
  • продажи KIA упали на 16%,
  • Land Rover – на 21%,
  • Subaru – на 19%,
  • Hyundai – на 26%,
  • Renault – на 46%,
  • Infiniti – на 51%,
  • Lifan – на 77%.

«Хорошо известный дефицит автомобилей на рынке, связанный с сокращением производства и мировой проблемой нехватки полупроводников, а также новые вызывающие опасения факторы, такие как энергетический кризис в Китае и Великобритании, рост стоимости сырья и другие проблемы будут поддерживать негативный тренд в ближайшие несколько месяцев», – прокомментировал ситуацию председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса Томас Штэрцель.

В свою очередь, нехватка микрочипов, занимающих в стоимости машины примерно 40-50%, а также последовавший дефицит автомобилей привела к росту цен на них. По данным «Коммерсанта», новые автомобили за январь—сентябрь 2021 года подорожали примерно на 20%, а отдельные бренды прибавили в цене и 40%. Вот и получается, что из средства передвижения машина снова превращается в роскошь.

«Цены на Volkswagen за этот период выросли на 5–10%, локализованные модели Mitsubishi подорожали на 2,5–14%, импортные — на 15%, — пишет издание со ссылкой на автодилеров. — Стоимость Hyundai увеличилась в среднем на 10%, Kia — на 5–20%. По Volvo цены выросли на 5–10%, Fiat обновил прайс-листы по моделям Ducato (на 8%) и Doblo (на 16,5%). Цена BMW выросла на 10–25% из-за инфляции и дефицита машин».

В середине октября «АвтоВАЗ» также объявил о повышении цены на свои модели. Казалось бы, оно незначительное – в среднем модельный ряд Lada подорожал на 1,3%. Это повышение стало уже шестым с начала нынешнего года.

«Сейчас новая модель «Лада Веста Кросс» стала стоить 1 миллион 800 тысяч рублей. А в максимальной комплектации – 2 миллиона — это уже не фантастика», — отмечает автоэксперт Александр Седов.

И все это происходит на фоне укрепления рубля по отношению к доллару и евро.
«Если есть спрос на новые автомобили, то цены снижаться не будут. И укрепление рубля тут не поможет. Если бы у дилеров и дистрибьюторов были полные склады, это помогало бы снижать цены», — цитирует директора агентства «Автостат» Сергея Удалова портал Autonews.ru.

При этом, для того, чтобы обзавестись «железным конем» по высокой цене, приходится еще и подождать.

«Более того, есть автопроизводители, которых эта ситуация искусственного дефицита и возможности зарабатывать вполне устраивает, и она даже становиться стратегией компании. Некоторые производители премиальных брендов это даже официально озвучивали», — отмечает Василий Аверьянов.


Заработали на «допах»?

Между тем, ситуацией с дефицитом на российском авторынке решили воспользоваться дилеры. Многие из них в этих условиях отказываются продавать клиентам машины без дополнительного оборудования, чья стоимость добавляет к заводской цене от 100 до 700 тысяч рублей у популярных моделей, а в премиальном сегменте — миллион рублей и больше.

Также, как отмечают эксперты, стало проблематично приобрести автомобиль за наличные — при наличии очередей дилер отдает предпочтение клиентам, покупающим машину в кредит. Несмотря на то, что дополнительное оборудование действительно повышает уровень комфорта водителя и пассажиров, при покупке машины клиент, прежде всего, отталкивается от своих финансовых возможностей и имеет право отказаться от «допов».

Правда, в этом случае ему придется оформить предзаказ и ждать выбранную версию от нескольких месяцев до года без фиксированной цены. Следовательно, существует большая вероятность того, что авто за этот период ожидания подорожает.

— Рекомендованных розничных цен сейчас, можно сказать, не существует. Дилеры понимают, что при ограниченном предложении автомобили купят и с дополнительным оборудованием на весьма приличные суммы», — приводит слова аналитика «Дрома» Игоря Олейникова «АвтоПАРК».

Так, по оценкам «Цена Авто», текущая стоимость внедорожника УАЗ «Патриот» у дилеров может доходить до 1 миллиона 716 тысяч рублей. При этом, согласно официальному прайс-листу, топовая версия модели оценена на 100 тысяч дешевле. Примерно столько же дилеры могут накинуть «сверху» к заводской цене Suzuki Vitara в максимальной комплектации.

В качестве примеров эксперты приводят и кроссовера Mazda СХ-5, рекомендованная цена на который «в полном фарше» составляет порядка трех миллионов рублей. Однако в автосалоне ценник на него может быть почти на 700 тысяч рублей выше.
Впрочем, это еще далеко не предел. К примеру, цена на новый Toyota Land Cruiser 300, который пользуется ажиотажным спросом по всему миру, может доходить до 13 миллионов 727 тысяч рублей. Хотя без дилерских накруток даже в максимальной комплектации стоит меньше 8 миллионов рублей.

«Действительно, автосалоны в России навязывают «допы». Более того, люди, чтобы подолгу не ждать новую машину, сейчас даже готовы за них торговаться. Например, клиент приходит в автосалон и сразу говорит о том, что он готов взять дополнительного оборудования, скажем, на 200 тысяч рублей», — поясняет Александр Седов.

«На выставочные автомобили, которые автодилер по контракту обязан представить в шоу-руме своего салона, устанавливается дополнительное оборудование. При этом, ситуация как раньше, когда клиент мог прийти и выбрать на складе машину и купить ее, уже нет. Поэтому, если человеку прямо сейчас нужна машина, ему предлагается автомобиль из наличия. В том числе, выставочный образец. Сейчас мы говорим про свои салоны. Хотя, как мы знаем, в других регионах люди действительно сталкиваются с элементами навязывания», — высказывает позицию своей компании Василий Аверьянов.

Впрочем, специалисты отмечают и еще одну тенденцию: подзаработать на дефиците решили не только дилеры, но и сами автомобилисты, которые стали продавать очереди на заказанные ими машины. Такие предложения в последнее время все чаще встречаются на сайтах объявлений и тематических форумах. К примеру, за возможность купить «без очереди» Kia Rio или Volkswagen Polo просят 20-30 тысяч рублей. А тем, кто не хочет ждать Skoda Rapid, Toyota RAV4 или Volkswagen Tiguan, предлагается заплатить дороже — 50-100 тысяч рублей.

Основное обновление прайс-листов автоконцернов прошло весной и летом, но и сейчас стоимость машин продолжает увеличиваться на 1–2% в месяц.

И если раньше считалась, что, только выехав из автосалона, новый автомобиль сразу же терял в цене, то нынешняя беспрецедентная ситуация на рынке поставила все с ног на голову. Теперь и на этом умудряются зарабатывать.


Авто с пробегом и грузовики

Повышение цен на новые автомобили привело к подорожанию машин с пробегом. Причем, по оценкам экспертов, оно оказалось даже серьезнее, чем на новые авто. Официальная данные говорят о том, что цены на «бэушные» автомобили подорожали с начала года примерно на четверть.

— Кто-то сумел купить новый автомобиль и теперь, соответственно, хочет продать старый. Причем, тоже по более высокой цене, поскольку новый подорожал. Другой автовладелец отдает себе отчет в том, что приобрести новую машину по нынешним ценам для него просто не реально, и передумал продавать свой старый автомобиль. В результате, сокращается количество предложений на вторичном рынке, что при растущем спросе приводит к дефициту и ажиотажу, — поясняет Василий Аверьянов.
Только за сентябрь средняя цена подержанного автомобиля выросла на 38 тысяч рублей, или на 5%, и достигла 838 тысяч рублей В то время, как в январе машину с рук можно было купить в среднем за 688 тысяч рублей.

«Абсолютно новый «Хюндай Солярис» в 2015 году стоил в районе 600 тысяч рублей. А теперь с пробегом в 90 тысяч километров, заменой лобового стекла, вмятинами и так далее стал стоить 735 тысяч», — недоумевает один из участников автомобильного форума.

«Вы, наверное, живете в параллельной вселенной, и не замечаете, что происходит с ценами на авторынке. Хотим вас огорчить, но такой «Солярис» уже стоит около 800 тысяч рублей.

Если есть сомнения, попробуйте сами найти дешевле», — отвечает ему другой участник обсуждения.

На рынке грузовых и коммерческих автомобилей также спрос превышает предложение. Дефицит наблюдается, как по отечественным «КАМАЗам», «ГАЗам», «УРАЛам», так и по импортным Scania, Volvo, MAN и Mercedes.

— На это повлияло сразу несколько факторов. Во- первых, отложенный спрос на грузовые автомобили, который наблюдался в разгар пандемии. Во- вторых, повышение стоимости металлопроката. В- третьих, в лесной отрасли в нынешнем году также наблюдается рост цен на продукцию деревопереработки, что стимулирует предприятия обновлять технику. Сегодня в зависимости от модели и комплектации ждать новую машину приходиться от одного до четырех месяцев, — отмечает руководитель отдела продаж компании «КАМАЗ центр Вологда» Юрий Плотников. – В нынешнем году стоимость на «КАМАЗы» повышалась уже три или четыре раза. В среднем машины этой марки подорожали на 10%. В ноябре, с отменой скидок для дилеров, мы ожидаем, что цены поднимутся еще.

Большинство экспертов в один голос утверждают: автомобили — новые, с пробегом, грузовые — будут дорожать и дальше. Это будет продолжаться до тех пор, пока производители не насытят рынок. В лучшем случае произойдет это только к середине 2022 года. А вероятнее всего, уже к его концу.

15% — составил рост российского авторынка за 9 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; 1,3 миллиона автомобилей продано в России с начала года.