В судах региона растет количество процессов с участием автомобилистов. Люди судятся с водителями, дорожниками и все чаще — с автосалонами. Сейчас, когда покупка авто превратилась в хитроумный квест, за новой машиной лучше идти со звукозаписывающей техникой и парой хороших знакомых, советуют служители Фемиды. 

Коварная свобода договора

— Я давно мечтал о новой машине: подыскал ее в одном из автосалонов, узнал по телефону цену, собрал нужную сумму и в радужном настроении отправился за «железным конем», — вспоминает житель Никольска Александр Ивонин (имя и фамилия изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ»). — Но в салоне выяснилось, что не все так просто: приглянувшаяся мне модель почему-то взлетела в цене, за скидку у меня потребовали подержанную машину по трейд-ину, а заодно предложили взять в банке невыгодный кредит. Это меня не устроило, переговоры велись до вечера, но все попусту: на уступки менеджеры не шли. Спас меня приятель, одолжив недостающую сумму (а это 200 тысяч рублей!) — сейчас вот потихоньку с ним рассчитываюсь. Сказать, что я возмущен автосалоном — значит, ничего не сказать. По-моему, это обман потребителей, явный «развод» на деньги.

— Это на практике так реализуется принцип свободы договора, — говорит Наталья Жгутова, председатель судебной коллегии по гражданским делам областного суда. — И в соответствии с этой свободой каждая сторона вправе действовать исходя из своих интересов.

У автосалона интерес такой: мы вам как покупателю даем заманчивую скидку (к примеру, 100 тысяч рублей) в обмен на обязательство оформить страховку в конкретной компании либо получить кредит в конкретном банке с условием, скажем, не гасить его досрочно.

Потребитель (опять же исходя из принципа свободы договора) имеет право отказаться от этой сделки либо согласиться на условия. И если он соглашается, то ему придется выполнить все взятые на себя обязательства — иного пути просто нет.

Наличка или безналичка, трейд-ин, кредиты, страховка — сейчас цена формируется очень сложным путем с учетом дополнительных обязательств потребителя, объясняет Наталья Васильевна. В условиях мирового кризиса, вызванного пандемией, поставки авто и их комплектующих сократились: спрос сегодня превышает предложение, а значит, правила диктуют продавцы. Они идут на разные хитрости и уловки, вот почему покупателям надо держать ухо востро.


Джип раздора

Отправляясь в автосалон, нужно взять с собой потенциальных свидетелей (друзей, родных, коллег), а диалоги с менеджером записывать на диктофон. Все это впоследствии может пригодиться в суде. Дело в том, что закон обязывает салоны предоставлять своим клиентам исчерпывающую информацию о товаре, но в итоге чаще всего продавец указывает год выпуска и уникальный VIN-номер машины, «забывая» о ее комплектации. И это первый подводный камень, о который может больно удариться покупатель.

Вот лишь один пример: череповчанка отправилась в Санкт-Петербург, где присмотрела машину своей мечты — полноприводный джип с подогревом сидений. В салоне женщину продержали с 11 до 21 часа, передавая от менеджера к менеджеру. Вечером она была уже не в состоянии вникнуть в объемный договор (а это несколько страниц убористым мелким шрифтом) и разобраться в деталях. В итоге за 1,6 миллиона рублей дама приобрела совершенно другой товар — машину с передним приводом без зимнего пакета.

Это выяснилось позднее, когда автоледи уже отдала деньги, подписала договор и села за руль: в салоне завести внедорожник ей не дали.

Обманутая череповчанка расплакалась, уехала на новом джипе домой и сразу поставила его на платную стоянку (пробег на машине — 700 километров, то есть расстояние от Питера до Череповца). Вот уже полтора года она судится с продавцом. Городской суд встал на сторону автосалона, но женщина не согласилась и подала апелляцию. Областной суд признал право гражданки расторгнуть договор. Но тут уже не согласился салон — сейчас дело рассматривает кассационный суд в Санкт-Петербурге. Если он вынесет решение в пользу череповчанки, то салон вернет ей деньги и заберет обратно джип, стоявший все это время под снегом и дождем. Если нет, то даме придется заплатить за стоянку и ездить на авто с передним приводом либо продать его себе в убыток.


Кредит в обмен на скидку

И это далеко не единичный случай, говорят служители Фемиды. Зачастую иногородних клиентов автосалоны заманивают высокой ценой по трейд-ину: мол, мы купим ваш подержанный автомобиль за 500 тысяч рублей. Но когда человек приедет сам, проделав долгую дорогу и настроившись на выгодную покупку, то менеджер после осмотра авто огорошит: мол, ваша машина стоит максимум 300 тысяч.

В этом случае гражданину развернуться бы и уехать обратно, но желание и настрой сильнее его, и человек подписывает договор. В итоге он теряет деньги да еще и залезает в кабалу (дорогая страховка, неудобный кредит). А ведь этого можно избежать, говорят юристы. Всем гражданам они советуют: не надо сломя голову заключать сомнительные сделки. Если вы чувствуете, что утомились за несколько часов в салоне и голова идет кругом от огромного объема информации, то нужно просто взять паузу и уйти, попросив проект договора. Дома следует внимательно изучить документ, а лучше посоветоваться с юристом: он растолкует все тонкости и нюансы.

— Сейчас в автосалонах зачастую отсутствует цена на модель, выставленную в торговом зале, — подчеркивает Наталья Жгутова. — Вот почему улыбчивым менеджерам нужно задать конкретный вопрос о стоимости авто и настаивать на конкретном ответе. Пусть они назовут точную сумму — к примеру, 500 тысяч рублей. И этот ответ нужно обязательно записать на диктофон. В противном случае цена в договоре может сильно отличаться от устной, озвученной изначально, но доказать это в суде потребителю будет очень сложно.

Если кто-то надеется, что, подписав договор с навязанной страховкой и кредитом, он сможет потом от него отказаться, то, увы, этот номер не пройдет. В ответ на невыполненные обязательства салон имеет право изменить цену, и он охотно это сделает. Как показывает практика, рассматривая такие дела, суд обычно взыскивает все скидки, предоставленные продавцом, так что сэкономить покупателю не удастся.

Таких процессов уже много, а дальше будет еще больше, прогнозируют служители Фемиды. Они рекомендуют гражданам проявлять осмотрительность, не принимать решений наспех: походить по разным салонам, сравнить. Как вариант можно дождаться конца пандемии, когда заводы вновь заработают в полную силу, а предложение на авторынке будет превышать спрос.


Еще один важный момент — предоплата.

Некий салон в Вологде «прославился» тем, что брал с людей авансом полную стоимость авто, обещал доставить его за месяц, а доставлял через год и зачастую в другой комплектации. Разгневанные граждане обращались в суд, чтобы взыскать с дилера заплаченные деньги с неустойкой. Правда, даже выиграв процесс, они получали символические суммы: скажем, 10 тысяч неустойки вместо 100, на которые истец рассчитывал. И этому тоже есть объяснение, говорят специалисты.

— Как правило, все ответчики просят снизить неустойку, применив статью 333 Гражданского кодекса РФ. С учетом непростой экономической ситуации суды обычно идут им навстречу. Закон это позволяет при наличии доказательств несоразмерности: то есть покупатель, который отдал миллион и потом около года ждал свою машину, не может претендовать на два миллиона, — объясняет Наталья Жгутова. — Покупатели порой оказываются недовольны неустойкой, но им можно посоветовать лишь одно — опираться на здравый смысл при совершении сделки. Не нужно вносить аванс за машину в размере ее полной стоимости или даже половины. Предоплата должна быть небольшой, иначе есть смысл поискать авто в другом месте.


Без денег и полиса

Водители без полисов ОСАГО — тоже частые участники процессов. Только в областном суде (а это вторая инстанция) рассматривается за год около 60 подобных исков. В судах первой инстанции — и того больше.

— Если водитель без договора страхования гражданской ответственности (у кого-то истек срок страховки, а у кого-то ее и вовсе не было) устраивает аварию на дороге, то страховая компания здесь ни при чем. В этом случае иск нужно предъявлять к физическому лицу — законному владельцу транспортного средства.

Правда, установить его порой бывает проблематично, — рассказывает Елена Дечкина, судья судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда. — Условно говоря, машина может быть зарегистрирована на гражданина Иванова, а ездит на ней гражданин Петров по договору купли-продажи, который не зарегистрирован в ГИБДД. В таких ситуациях суд разбирается, рассматривает документы, устанавливает владельца авто и виновника ДТП. Все это небыстро: процесс может затянуться на месяцы.

Но даже когда суд взыщет ущерб с виновника аварии, пострадавший может не дождаться этих денег: зачастую оказывается, что взять с гражданина нечего — он гол как сокол. Страдают в этом случае оба: и водитель, чью машину помяли (ремонтировать ее придется за свой счет), и автомобилист без страховки — теперь его будет преследовать исполнительный лист, выезд за рубеж приставы закроют, а могут наложить и другие запреты. Вот почему экономить на полисе ОСАГО себе дороже. Когда он есть, расходы в случае ДТП возьмет на себя страховая компания, говорят юристы.


То яма, то канава

В топ-3 судебных споров входят и разбирательства с дорожными службами: водители часто жалуются на плохое состояние трассы, ставшее, по их мнению, причиной ДТП. Зимой это гололедица и снежный накат, в остальные сезоны — ямы и выбоины. Правда, с этими тяжбами все тоже очень непросто.

— Что касается скользкости и снежного наката, который возникает в основном на трассах за пределами населенных пунктов, то водитель, к примеру, слетевший в кювет, как правило, должен пенять на себя. Правила дорожного движения гласят: скорость нужно выбирать исходя из погодных условий вплоть до остановки. Другими словами, на обледеневшей дороге, где машину кидает из стороны в сторону, автомобилисту лучше не рисковать, а остановиться и переждать непогоду, — объясняет Елена Дечкина.

На процессах, по словам Елены Ивановны, конечно, проводятся экспертизы: техники решают, кто виноват — водитель, гнавший по гололеду и тем самым нарушивший ПДД, либо дорожники, вовремя не убравшие трассу и не посыпавшие лед песком. При этом суд чаще всего выносит решение не в пользу водителей: те забывают, что машина — источник повышенной опасности. А вот организации, ответственные за содержание дорог, как правило, в нормативы укладываются: и по расчистке дорожного полотна, и по устранению выявленных недочетов. Это подтверждает и практика: из порядка 50 дел по скользким дорогам лишь единицы завершаются в пользу водителей.

Другое дело — ямы и выбоины на асфальте. За них нередко расплачиваются организации, которые содержат дорожное полотно. Для этого эксперт замеряет выбоину и устанавливает, мог ли водитель ее увидеть, притормозить и объехать.

Если специалист утверждает, что эту выбоину при любых обстоятельствах и при любой скорости не заметить, то суд выносит решение: виноваты дорожники.

Недавно на железнодорожном переезде в Вологде владелец дорогой иномарки угодил колесами в глубокую яму. Она была залита водой после дождя, и в сумерках мужчина ее проглядел: от удара шины лопнули, диски погнулись. Эксперт позднее подтвердил: водитель это препятствие не мог определить визуально. Суд выяснил: пути принадлежат подшипниковому заводу, он-то и должен был ремонтировать примыкающее к рельсам полотно. В итоге с него и взыскали ущерб за колеса — около 80 тысяч рублей.

Впрочем, нередко виновными в ДТП оказываются обе стороны: и водители, угодившие в яму, и дорожники. В таком случае ущерб делится исходя из степени вины: водителю ответчик выплатит не всю заявленную в иске сумму, а, к примеру, ее треть, 50 или 80 процентов.

Ольга БУРЧЕВСКАЯ