Относиться к электромобилям можно по-разному, но, кажется, пора признать, что в ближайшие годы их будет продаваться все больше и больше, пока в какой-то момент они полностью не заменят ДВС.
До полной замены ДВС на электро, наверное, еще достаточно долго – как вообще должна выглядеть электрическая фура на несколько десятков тонн? – но если говорить про легковые автомобили, то там речь идет о самых ближайших сроках перехода до 2025, в крайнем случае до 2030 года.
Но как-то все очень непонятно с этими электромобилями, не находите? Вроде бы технология была давно известна, гибриды и даже электромобили существуют давным-давно, но только за последний год они стали настолько популярны. Действительно ли они лучше машин на ДВС по всем параметрам, и самое главное — правда ли они так безвредны для природы, как о них говорят?
Основная претензия “зеленых” к машинам с двигателем внутреннего сгорания — это выбросы CO₂, которые ДВС неизбежно генерирует во время своей работы. Про коптящие дизеля или машины с выбитым катализатором я даже не говорю, там помимо CO₂ в атмосферу летит еще половина таблицы Менделеева.
CO₂ — это объективно плохо для экологии. От него растет парниковый эффект, тают ледники, мигрируют животные и происходят другие неправильные вещи. Электромобили не выделяют углекислый газ в атмосферу, поэтому считается, что они более экологичны. Но при этом нужно всегда держать в голове, что электроэнергию еще нужно как-то добыть.
Если электричество будет производиться на стандартных ТЭЦ, работающих на мазуте или даже на более экологичном газе, все равно выбросы CO₂ в атмосферу будут. Будет их больше или меньше, чем то количество углекислоты, которое произведет машина на ДВС — вопрос дискуссионный. Считается, что меньше, но по факту в таком случае приходится выбирать между двух зол: и там вредим экологии, и здесь, только в разной степени.
Максимально чистую электроэнергию можно получить из так называемых альтернативных источников, то есть с помощью ветряков, солнечных батарей, термальных и приливных электростанций и прочих весьма изощренных способов. Все эти виды добычи электроэнергии хороши, но у них есть один серьезный минус — много электричества так не добудешь. В Мурманске ставить солнечные панели нет смысла, море тоже есть не везде, чтобы использовать энергию приливов, достаточную для ветряков силу ветра тоже поискать надо… короче, проблемы имеются.
Второй большой вопрос к экологичности электромобилей — это переработка батарей. Пока в ней нет необходимости, потому что срок службы аккумуляторов электрокаров достаточно большой, порядка 8 лет до потери одной пятой емкости. Но уже к концу двадцатых вопрос о необходимости переработки встанет особенно остро, и нужны будут готовые решения, с помощью которых можно экологично переработать аккумуляторы.
Благо, уже сейчас есть технологии, позволяющие перерабатывать аккумуляторы на три четверти. Где-то даже читал, что в немецком Зальцгиттере построили завод, на котором перерабатывают 95% аккумуляторных батарей. На выходе получается чистый электролит и порошки металлов, которые можно повторно использовать для производства аккумуляторов. Так что опасения по поводу того, что переработать аккумуляторы невозможно, не сказать что совсем беспочвенны, но все-таки подходящие технологии уже разработаны. Осталось только внедрить в массовое производство.
Так что же в сухом остатке? Если для электромобилей будет выработана чистая с экологической точки зрения энергия и построят достаточно заводов по переработке аккумуляторов, то электромобили будут действительно более экологичными, чем машины на ДВС.
Пока же, на 2021 год, за исключением некоторых европейских стран в мире нет достаточной инфраструктуры, которая превратила бы электрокары в более удобный и экологичный вид транспорта. Посмотрим, может, в ближайшее время она появится…