Относиться к электромобилям можно по-разному, но, кажется, пора признать, что в ближайшие годы их будет продаваться все больше и больше, пока в какой-то момент они полностью не заменят ДВС.

До полной замены ДВС на электро, наверное, еще достаточно долго – как вообще должна выглядеть электрическая фура на несколько десятков тонн? – но если говорить про легковые автомобили, то там речь идет о самых ближайших сроках перехода до 2025, в крайнем случае до 2030 года.

Но как-то все очень непонятно с этими электромобилями, не находите? Вроде бы технология была давно известна, гибриды и даже электромобили существуют давным-давно, но только за последний год они стали настолько популярны. Действительно ли они лучше машин на ДВС по всем параметрам, и самое главное — правда ли они так безвредны для природы, как о них говорят?

Помимо городских "электричек" уже давно массово производят вполне серьезные автомобили. Вот, например, электрическая Хендэ Кона, фактически аналог нашей Креты
Помимо городских «электричек» уже давно массово производят вполне серьезные автомобили. Вот, например, электрическая Хендэ Кона, фактически аналог нашей Креты

Основная претензия «зеленых» к машинам с двигателем внутреннего сгорания — это выбросы CO₂, которые ДВС неизбежно генерирует во время своей работы. Про коптящие дизеля или машины с выбитым катализатором я даже не говорю, там помимо CO₂ в атмосферу летит еще половина таблицы Менделеева.

CO₂ — это объективно плохо для экологии. От него растет парниковый эффект, тают ледники, мигрируют животные и происходят другие неправильные вещи. Электромобили не выделяют углекислый газ в атмосферу, поэтому считается, что они более экологичны. Но при этом нужно всегда держать в голове, что электроэнергию еще нужно как-то добыть.

Лучшая машина — та, которая стоит во дворе и совсем не выбрасывает газов в атмосферу
Лучшая машина — та, которая стоит во дворе и совсем не выбрасывает газов в атмосферу

Если электричество будет производиться на стандартных ТЭЦ, работающих на мазуте или даже на более экологичном газе, все равно выбросы CO₂ в атмосферу будут. Будет их больше или меньше, чем то количество углекислоты, которое произведет машина на ДВС — вопрос дискуссионный. Считается, что меньше, но по факту в таком случае приходится выбирать между двух зол: и там вредим экологии, и здесь, только в разной степени.

Максимально чистую электроэнергию можно получить из так называемых альтернативных источников, то есть с помощью ветряков, солнечных батарей, термальных и приливных электростанций и прочих весьма изощренных способов. Все эти виды добычи электроэнергии хороши, но у них есть один серьезный минус — много электричества так не добудешь. В Мурманске ставить солнечные панели нет смысла, море тоже есть не везде, чтобы использовать энергию приливов, достаточную для ветряков силу ветра тоже поискать надо… короче, проблемы имеются.

Здесь даже не два места, а одно. Зато жутко экологично...
Здесь даже не два места, а одно. Зато жутко экологично…

Второй большой вопрос к экологичности электромобилей — это переработка батарей. Пока в ней нет необходимости, потому что срок службы аккумуляторов электрокаров достаточно большой, порядка 8 лет до потери одной пятой емкости. Но уже к концу двадцатых вопрос о необходимости переработки встанет особенно остро, и нужны будут готовые решения, с помощью которых можно экологично переработать аккумуляторы.

Благо, уже сейчас есть технологии, позволяющие перерабатывать аккумуляторы на три четверти. Где-то даже читал, что в немецком Зальцгиттере построили завод, на котором перерабатывают 95% аккумуляторных батарей. На выходе получается чистый электролит и порошки металлов, которые можно повторно использовать для производства аккумуляторов. Так что опасения по поводу того, что переработать аккумуляторы невозможно, не сказать что совсем беспочвенны, но все-таки подходящие технологии уже разработаны. Осталось только внедрить в массовое производство.

Так ли экологичны электромобили, как про них говорят, и смогут ли они полностью заменить машины с ДВС

Так что же в сухом остатке? Если для электромобилей будет выработана чистая с экологической точки зрения энергия и построят достаточно заводов по переработке аккумуляторов, то электромобили будут действительно более экологичными, чем машины на ДВС.

Пока же, на 2021 год, за исключением некоторых европейских стран в мире нет достаточной инфраструктуры, которая превратила бы электрокары в более удобный и экологичный вид транспорта. Посмотрим, может, в ближайшее время она появится…