Оснащение машин на протяжении десятков лет претерпевало реформы, причем в сторону увеличения функционала. Безусловно, наиболее заметный прогресс по части комплектация начал наблюдаться со второй половины 80-х годов прошлого столетия. При этом своего пика автомобильный опционал достиг за последние 15 лет.

Сейчас можно встретить самые разные функции, которые вызывают неподдельный интерес. С другой стороны, немалых и таких опций, которые, лично у меня, вызываю какое-то недоумение. Далее я бы их хотел вам представить. Я сомневаюсь в большой пользе данных функций. А впрочем, давайте смотреть.


Панорамная крыша

Вот, достаточно интересное решение с дизайнерской точки зрения. Панорамная крыша способна придать некоторой представительности экстерьеру транспортного средства. Причем, если заглянуть внутрь такой машины, то можно увидеть, как светло в салоне, причем из нее открываются отличные виды, особенно, в ночное время суток.

В целом же, панорамная крыша – это отличные визуальные эффекты. Она придает эффектности всему салону и кузову транспортного средства. Однако, есть ли у этой самой панорамы какие-то полезные практические свойства? Кто мне может ответить? Вряд ли, зато недостатков у панорамной крыши относительно обычной достаточно.

Во-первых, я бы хотел отметить постепенный износ резиновых уплотнителей, которые со временем провоцируют попадание влаги в салон и порчу электронных систем, электрической проводки. Также, если проникновение влаги носит систематический характер, то могут начать гнить внутренняя сторона кузовных стоек, а также днище, напольное покрытие.

Во-вторых, панорамную крышу сравнительно легко повредить. Например, на нее может упасть снежный комок и сделать трещину на поверхности. Также, трескается каленое стекло и от попадания камешкой при движении по загородной трассе. Ну и, про вандалов забывать не стоит. Разбитую панораму нужно менять на новую, а она будет стоить недешево. Впрочем, и на авторазборе также придется потратиться на круглую сумму.

В-третьих, кузов с панорамной крышей имеет не только больший вес относительно обычного, но и меньшую жесткость. Это значит, что управляемость автомобиля с панорамой будет чуть хуже, да и динамика разгона также может снизиться – опять же, из-за возросшей массы.

Поэтому, кроме оптических эффектов пользы у панорамной крыши я больше не вижу. Маркетинговая и бестолковая приблуда.


Рефлекторные светодиодные фары

Я думал, что это чисто пользовательский тюнинг. Однако, как оказалось, сейчас многие автопроизводители также уже начали применять светодиоды в оптике с отражателем-рассеивателем. Для тех, кто не знает, постараюсь объяснить попроще – берут светодиодные чипы и интегрируют непосредственно в оптику без линзы, с обычным рефлектором – на манер фар Весты, например.

Яркий и наглядный пример – это новый Фольксваген Поло, который создан на базе Шкода Рапид. Либо же, иное вариант – Рено Каптюр в околомаксимальных комплектациях.

Ну а что? Сейчас очень модно стало устанавливать светодиоды себе в фары, а если они уже идут в заводском исполнении, то вообще, можно не напрягаться и не выискивать оправданий перед инспектором ГИБДД.

В принципе, да, светодиоды – это более совершенный, притом экономичный источник освещения в сравнении с ксеноном и, тем более, с галогеном. Однако, как показали многочисленные испытания на деле, заводская светодиодная оптика у бюджетных машин, имеющая, как раз таки, светодиодные рефлекторные фары, даже относительно обычных галогеновых фар светит гораздо хуже. В частности, наблюдаются проблемы со световым пучком – он тусклый, узкий и не дальнобойный.

При этом, такая оптика может легко выйти из строя – при перегреве либо резких перепадах напряжения. Стоит она значительных денег, поэтому желательно ее поддерживать в работоспособном состоянии.

Недалеко от дешевых рефлекторных LED-модулей ушли и бюджетные линзованные. У них те же проблем, что и у рассеивателя. Поэтому я советую вам хорошо подумать, прежде чем обращать на такой тип оптики свое внимание и тратить на него деньги. Лучше, возьмите, на крайний случай, комплект линзованных Bi-LED модулей с Алиэкспресс – и то, пользы будет больше по части эффективности освещения, а денег потратите гораздо меньше.


Адаптивный круиз-контроль

Обычный круиз-контроль – это отличная вещь. Задал скорость, зафиксировал ее электронным ограничителем, убрал ноги от педального узла и наслаждайся поездкой.

Я считаю, что круиз-контроль незаменим при дальних путешествиях и поездках, когда ноги нужно время от времени расслаблять и менять их позицию для небольшой разминки щиколоток и стоп, иначе, если нога постоянно находится на педали акселератора, то со временем нижние ее суставы, а то и коленный, начинают побаливать, что вносит дискомфорт в процесс вождения.

Мне нравится стандартный круиз-контроль, но мне совершенно непонятен, для чего нужен адаптивный круиз-контроль. По-другому, его еще называют «радарный круиз-контроль». Он дает возможность пристроиться за впередиедущей машиной и подстроиться под ее скоростной режим. Она будет ускоряться – и ваша машина тоже, ситуация с замедлением выглядит аналогично. В теории, достаточно удобная опция, но как по мне, совершенно в российских реалиях бесполезная.

Объясню почему – на скоростных американских хай-веях либо на еврпоейских автобанах существуют четкие лимиты скорости и определенные правила. В частности, тихоходный транспорт движется только по правым полосам, а динамичным автомобилям необходимо освобождать левую полосу. Кроме того, там машины едут с определенной дистанцией и жаться друг к другу не привыкли. Таким образом, активация радарного круиз-контроля на автобане себя полностью оправдывает – можно пристроиться за какой-нибудь попутной машиной и ехать свои 100-120 километров в час в правой полосе движения.

В России, увы, автобанов почти нету. А многополосные дороги, как правило, перенасыщены трафиком и нередки игры в шашечки. Поэтому круиз-контролю не удастся настроиться на какую-то машину долго – рано или поздно, в «окно» между вами втиснется другая машина и электроника функционирование прекратит.

Та же самая история и с двухполосными дорогами. Если вы едете на определенной дистанцией за фурой со скоростью в 90 километров в час при выставленном адаптивном круиз-контроле, то вас настигнет более быстрый транспорт и при двойном обгоне просто встанет перед вами в случае появления встречки. Вот и получается, что в России такой круиз-контроль бесполезен.


Электромеханический стояночный тормоз

Сейчас многие производителей автомобилей также массово внедряют такой тип ручного тормоза в свои модели. На большинстве бюджетных машин, по-прежнему, отдается предпочтение механическому приводу – потянул вверх ручник и автомобиль встал на нейтральной передаче на склоне.

Если же, машина имеет электромеханический стояночный тормоз, то для его активации нужно всего лишь потянуть клавишу вверх, при этом такой стояночный привод может деактивироваться автоматически – стоит лишь начать движение вперед.

Безусловно, это вещь довольно удобная, но как по мне, не всегда полезная. Например, бывают ситуации, когда необходимо пользоваться именно обычным ручным тормозом – поигрывать рычагом для того, чтобы например, в повороте исключить недостаточную поворачиваемость и резкий снос передка наружу траектории. Помимо этого ручной тормоз позволяет более рационально дозировать тягу двигателя при буксировке, например, другой машины либо прицепа.

А еще, как оказалось, электромеханический стояночный тормоз не так надежен, как обычная гидравлика. В частности, у него капризной считается контактная группа, а также проводка – порой, она прогнивает и «стояночник» перестает функционировать.

Кроме того, электромеханический стояночный тормоз не нравится опытным и активным водителям, которые любят дать «угла» в повороте, на любительских соревнованиях. Но это лишь пример.