Так уж сложилось, что качество автомобиля или любой другой техники в нашем сознании зачастую ассоциируется не с его характеристиками, а в первую очередь с надежностью, долговечностью.
В материалах данного канала мы уже касались подобных тем, затрагивали вопрос оцинковки отдельных моделей, типов двигателей, их долговечности. Однако в данном материале автор попытается ответить на, казалось бы, простой вопрос – сколько прослужит новый автомобиль.
Ознакомившись с изрядным количеством статей, автор пришел к выводу, что современные автомобильные издания проталкивают две противоречащие друг другу идеи.
Первая заключается в том, что для современного производителя не выгодно изготавливать надежные товары. Подобно притче о гончаре, пожелавшем, чтобы его горшки не бились, и оставшемся вскоре без работы, автоконцерны практикуют планируемое устаревание. Идея умышленно создавать товары с более коротким сроком эксплуатации возникла еще во времена американской Великой депрессии начала 30-х годов прошлого века. Листая автомобильные новости на Яндексе несколько недель назад, вы могли видеть один из выводов пресловутых британских ученых, что для развития автопрома нужно бы еще понизить качество продаваемых авто.
Вторая точка зрения утверждает, что современные машины намного качественнее предшественников. Обычно приводятся следующие параллели: средний срок эксплуатации авто в 60-70-е годы прошлого века и сейчас (хотя куда интереснее, по мнению автора, было бы провести параллель современных авто и моделей рубежа 80-х, 90-х годов).
Покупая кроссовер, человек обычно знает, что одна из причин более высокой стоимости SUV автомобиля – более надежная, энергоемкая подвеска. Однако в целом разницы в сроке эксплуатации кроссовера в сравнении с седанами, хэтчбеками нет.
Но сколько составляет общий срок эксплуатации современных кроссоверов? Очевидно, что срок жизни машины во многом зависит от условий эксплуатаций, обслуживания, климата. Между тем, по закону «О защите прав потребителей» автопроизводителю рекомендуется устанавливать срок службы произведенных машин. При этом подразумевается, что по завершению этого срока эксплуатация транспортного средства завершается, а само оно идет на переработку. В обозначенные же рамки срока использования машина не должна проявлять существенных недостатков.
К слову, несмотря на то, что указание общего срока эксплуатации является рекомендацией, а не требованием, в случае отсутствия подобной информации по Закону считается, что товар, в данном случае автомобиль, должен служить 10 лет. Поэтому сбавив этот срок, производитель, с одной стороны, делает себе антирекламу, с другой – избегает возможных судебных претензий после окончания гарантии.
Однако большинство не афиширует сроки на своих ресурсах, а предоставляет в руководстве к машине, прочей документации.
Какой же срок жизни инженеры определили для своих детищ? В России очень популярными кроссоверами являются корейцы Hyundai Creta и KIA Sportage. Срок службы Креты, исходя из информации, размещенной на официальном сайте, составляет 6 лет или 180 тысяч км пробега. Что немногим больше официальной 5-летней гарантии. На сайте KIA подобной информации нет. Впрочем, на многих автомобильных ресурсах пишут, что цифры в районе 6 лет или 150-180 тысяч километров пробега являются неким стандартом современного автопрома.
Подтверждает эти слова информация из руководства к автомобилям Mazda. В ней черным по белому написано, что срок службы всех автомобилей Mazda, а значит и популярного кроссовера CX-5, составляет 6 лет или 150 тысяч пробега.
Другая ситуация с кроссоверами Volkswagen (и другими продуктами концерна VAG). Несмотря на то, что официальная гарантия на тот же Volkswagen Tiguan меньше, чем у корейцев, найти общий срок службы авто у вас не получится. Дело в том, что VAG дает гарантию от коррозии на кузов 12 лет, устанавливать же общий срок эксплуатации меньше, нежели срок гарантии на отдельные части машины, это нонсенс. Так как подразумевается, что срок эксплуатации свыше 10 лет, то и бояться автопроизводителю нечего, а посему и указывать какие-либо цифры нет смысла.
Однако, если откинуть эти коммерческие цифры, продиктованные, с одной стороны желанием скинуть бремя ответственности, с другой – чаще продавать новые машины, мы получим несколько более оптимистичные цифры. Несмотря на то, что некоторые сайты говорят о средней продолжительности жизни авто в 12 лет или 320 тысяч км, стоит понимать, что с уверенностью так говорить можно как раз про машины, выпущенные эти самые 12 лет назад. Современные машины и моторы в частности, в погоне за большими показателями, экологическим стандартом и меньшим расходом становятся технологичнее и в то же время теряют в долговечности. По мнению автора, большинство представленных на российском рынке кроссоверов не сгниют через 3-5, а при адекватной эксплуатации и обслуживании без труда перешагнут через десятилетний рубеж. А вот силовой агрегат многих современных моделей не перешагнет через отметку в 200 тысяч километров. При этом чем древнее двигатель, тем больше вероятность преодолеть этот порог, но ниже его характеристики, больше расход.
Тут читатель может привести уйму примеров, когда та или иная современная модель за несколько лет уже перешагнула этот порог. Но это частности, мы же говорим о ситуации, когда этот порог должно беспроблемно преодолеть подавляющее большинство владельцев.