На протяжении последних лет кроссовер можно назвать самым активно набирающим популярность типом автомобиля. Конечно, в разных странах ситуация отличается, но в целом это так.

Как итог – новые модели сыплются на мировой авторынок как из рога изобилия. Даже некоторые хэтчбеки преображаются в паркетники, приобретая более высокий клиренс, обрастая пластиковыми накладками, рейтингами и прочими внедорожными атрибутами.

В то же время дела у традиционных рамных внедорожников обстоят хуже. Моделей, которые сохранили эту самую раму, на российском рынке осталось столько, что можно пересчитать по пальцам. Такие же производители, как Land Rover, без лишнего шума перевели все свои модели на технологию несущего кузова. Впрочем, внедорожники берут и, вероятно, будут брать. Однако, есть ли у кроссоверов преимущества над внедорожниками?

Тут скептик скажет, что никаких преимуществ нет. Рамник – это надежно, за счет большего ресурса подвески, проходимее за счет более серьезного полного привода и, как правило, вместительнее и мощнее. Всевозможные же модели типа Hyundai Creta, Renault Duster или посерьезнее – Toyota RAV4, Volkswagen Tiguan берут те, у кого не хватило денег на Mitsubishi Pajero или Toyota Land Cruiser Prado. У автора на этот счет другое мнение.

Итак, какие основные преимущества кроссоверов над полноценными внедорожниками? Давайте по порядку.

А начнем мы с проходимости. Нет, не спешите крутить у виска пальцем в адрес автора: проходимость кроссоверов хуже, чем у рамников, но есть одно “но”. Если вам нужно выйти на улицу после дождя, вы вероятнее наденете ботинки или резиновые сапоги, но вряд ли резиновые сапоги-заброды по пояс. К чему это? Подавляющее большинство водителей 90% времени, а то и больше эксплуатирует свой автомобиль в условиях города, трасс. Оставшиеся 10% приходится на грунтовки средней паршивости, по которым по большому счету медленно, и порой чиркая днищем, проедет практически любая легковушка.

Внедорожного потенциала кроссовера хватает, чтобы чувствовать себя уверенно как на асфальте, так и на грунтовке. В то же время подавляющее большинство владельцев внедорожников можно сравнить с владельцами мощнейших компьютеров, на коих установлен только браузер, и более 90% мощностей коего вечно простаивает. Нет, если вы фанат охоты и рыбалки в самых диких уголках страны, или туда, где вы живете, товары легче доставлять по воздуху, чем по дорогам, вам явно нужен рамник. Но большинству водителей потенциала кроссовера более чем достаточно.

Из первого пункта проистекает второй – экономичность. Внедорожный потенциал рамника, большой салон, багажник являются сильными сторонами, только когда непосредственно используются, однако большую часть времени вы просто тягаете огромную и жрущую коробку по трассам. Из этого проистекает еще один момент. 150 лошадиных сил на 1.5 тонны среднестатистического кроссовера – это в целом нормально, однако двухтонные и более внедорожники для схожей динамики потребуют с определенными нюансами (момент и тип топлива) более 200 лошадок. И тут речь не о расходе горючего, а о налоговой ставке на эти самые лошадки, которая очень лихо подрастает на значениях свыше 150-ти. И ладно бы, если это было оправдано ежедневным преодолением препятствий и бездорожья, но нет – вы просто переплачиваете.

Тут, к слову, стоит отметить, что кроссоверы популярнее внедорожников не потому, что мы такие бедные, несчастные, о чем любят писать в комментариях: переплачивать в первую очередь не хотят жители ЕС, которым мы зачастую завидуем. Принцип “у меня появились деньги – я возьму крутой огромный «джип» и построю многоэтажный дом квадратов на 500” там как-то менее популярен (особенно в Северной Европе). Обзоры машин или бытовой техники там часто начинаются с того, сколько эта техника потребляет. А рынок ЕС при этом один из 3-х крупнейших рынков мира.

Думаю, говорить о том, что и сами популярные кроссоверы, такие, как уже упомянутый Toyota RAV4, Volkswagen Tiguan, дешевле внедорожников, не стоит – это и так очевидно.

Комфорт и безопасность. Если не брать премиальный сектор, то за равную сумму, а зачастую и дешевле, кроссовер будет комфортнее (в условиях города), динамичнее, экономичнее, иметь более современные системы безопасности. О мифе, что рама делает внедорожник гораздо более безопасным, сказано немало.

Несмотря на то, что разница в длине кузова рассматриваемых машин составляет в среднем 30 см, эти 30 см заметно упрощают пребывание в городе, парковку. Да, клиренс и общая высота кроссоверов меньше, но за счет этого достигается целый ряд преимуществ – более низкий центр тяжести уменьшает вероятность переворота, меньшее действие подъемной силы и потери сцепления с дорогой на высоких скоростях, лучшая аэродинамика – меньший расход топлива.

В целом же справедливости ради стоит отметить, что кроссовер не дает чего-то действительно значительного, чего не мог бы вам дать современный рамный внедорожник. Однако он дает достаточно вместительный салон, багажник, полный привод, в большинстве случаев комфорт за меньшие средства и сохраняет ваши финансы в будущем. По сути кроссовер – это внедорожник, от которого отрезали лишнее, не нужное среднестатистическому водителю.