В судах региона растет количество процессов с участием автомобилистов. Люди судятся с водителями, дорожниками и все чаще – с автосалонами. Сейчас, когда покупка авто превратилась в хитроумный квест, за новой машиной лучше идти со звукозаписывающей техникой и парой хороших знакомых, советуют служители Фемиды.
Коварная свобода договора
– Я давно мечтал о новой машине: подыскал ее в одном из автосалонов, узнал по телефону цену, собрал нужную сумму и в радужном настроении отправился за «железным конем», – вспоминает житель Никольска Александр Ивонин (имя и фамилия изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ»). – Но в салоне выяснилось, что не все так просто: приглянувшаяся мне модель почему-то взлетела в цене, за скидку у меня потребовали подержанную машину по трейд-ину, а заодно предложили взять в банке невыгодный кредит. Это меня не устроило, переговоры велись до вечера, но все попусту: на уступки менеджеры не шли. Спас меня приятель, одолжив недостающую сумму (а это 200 тысяч рублей!) – сейчас вот потихоньку с ним рассчитываюсь. Сказать, что я возмущен автосалоном – значит, ничего не сказать. По-моему, это обман потребителей, явный «развод» на деньги.
– Это на практике так реализуется принцип свободы договора, – говорит Наталья Жгутова, председатель судебной коллегии по гражданским делам областного суда. – И в соответствии с этой свободой каждая сторона вправе действовать исходя из своих интересов.
У автосалона интерес такой: мы вам как покупателю даем заманчивую скидку (к примеру, 100 тысяч рублей) в обмен на обязательство оформить страховку в конкретной компании либо получить кредит в конкретном банке с условием, скажем, не гасить его досрочно.
Потребитель (опять же исходя из принципа свободы договора) имеет право отказаться от этой сделки либо согласиться на условия. И если он соглашается, то ему придется выполнить все взятые на себя обязательства – иного пути просто нет.
Наличка или безналичка, трейд-ин, кредиты, страховка – сейчас цена формируется очень сложным путем с учетом дополнительных обязательств потребителя, объясняет Наталья Васильевна. В условиях мирового кризиса, вызванного пандемией, поставки авто и их комплектующих сократились: спрос сегодня превышает предложение, а значит, правила диктуют продавцы. Они идут на разные хитрости и уловки, вот почему покупателям надо держать ухо востро.
Джип раздора
Отправляясь в автосалон, нужно взять с собой потенциальных свидетелей (друзей, родных, коллег), а диалоги с менеджером записывать на диктофон. Все это впоследствии может пригодиться в суде. Дело в том, что закон обязывает салоны предоставлять своим клиентам исчерпывающую информацию о товаре, но в итоге чаще всего продавец указывает год выпуска и уникальный VIN-номер машины, «забывая» о ее комплектации. И это первый подводный камень, о который может больно удариться покупатель.
Вот лишь один пример: череповчанка отправилась в Санкт-Петербург, где присмотрела машину своей мечты – полноприводный джип с подогревом сидений. В салоне женщину продержали с 11 до 21 часа, передавая от менеджера к менеджеру. Вечером она была уже не в состоянии вникнуть в объемный договор (а это несколько страниц убористым мелким шрифтом) и разобраться в деталях. В итоге за 1,6 миллиона рублей дама приобрела совершенно другой товар – машину с передним приводом без зимнего пакета.
Это выяснилось позднее, когда автоледи уже отдала деньги, подписала договор и села за руль: в салоне завести внедорожник ей не дали.
Обманутая череповчанка расплакалась, уехала на новом джипе домой и сразу поставила его на платную стоянку (пробег на машине – 700 километров, то есть расстояние от Питера до Череповца). Вот уже полтора года она судится с продавцом. Городской суд встал на сторону автосалона, но женщина не согласилась и подала апелляцию. Областной суд признал право гражданки расторгнуть договор. Но тут уже не согласился салон – сейчас дело рассматривает кассационный суд в Санкт-Петербурге. Если он вынесет решение в пользу череповчанки, то салон вернет ей деньги и заберет обратно джип, стоявший все это время под снегом и дождем. Если нет, то даме придется заплатить за стоянку и ездить на авто с передним приводом либо продать его себе в убыток.
Кредит в обмен на скидку
И это далеко не единичный случай, говорят служители Фемиды. Зачастую иногородних клиентов автосалоны заманивают высокой ценой по трейд-ину: мол, мы купим ваш подержанный автомобиль за 500 тысяч рублей. Но когда человек приедет сам, проделав долгую дорогу и настроившись на выгодную покупку, то менеджер после осмотра авто огорошит: мол, ваша машина стоит максимум 300 тысяч.
В этом случае гражданину развернуться бы и уехать обратно, но желание и настрой сильнее его, и человек подписывает договор. В итоге он теряет деньги да еще и залезает в кабалу (дорогая страховка, неудобный кредит). А ведь этого можно избежать, говорят юристы. Всем гражданам они советуют: не надо сломя голову заключать сомнительные сделки. Если вы чувствуете, что утомились за несколько часов в салоне и голова идет кругом от огромного объема информации, то нужно просто взять паузу и уйти, попросив проект договора. Дома следует внимательно изучить документ, а лучше посоветоваться с юристом: он растолкует все тонкости и нюансы.
– Сейчас в автосалонах зачастую отсутствует цена на модель, выставленную в торговом зале, – подчеркивает Наталья Жгутова. – Вот почему улыбчивым менеджерам нужно задать конкретный вопрос о стоимости авто и настаивать на конкретном ответе. Пусть они назовут точную сумму – к примеру, 500 тысяч рублей. И этот ответ нужно обязательно записать на диктофон. В противном случае цена в договоре может сильно отличаться от устной, озвученной изначально, но доказать это в суде потребителю будет очень сложно.
Если кто-то надеется, что, подписав договор с навязанной страховкой и кредитом, он сможет потом от него отказаться, то, увы, этот номер не пройдет. В ответ на невыполненные обязательства салон имеет право изменить цену, и он охотно это сделает. Как показывает практика, рассматривая такие дела, суд обычно взыскивает все скидки, предоставленные продавцом, так что сэкономить покупателю не удастся.
Таких процессов уже много, а дальше будет еще больше, прогнозируют служители Фемиды. Они рекомендуют гражданам проявлять осмотрительность, не принимать решений наспех: походить по разным салонам, сравнить. Как вариант можно дождаться конца пандемии, когда заводы вновь заработают в полную силу, а предложение на авторынке будет превышать спрос.
Еще один важный момент – предоплата.
Некий салон в Вологде «прославился» тем, что брал с людей авансом полную стоимость авто, обещал доставить его за месяц, а доставлял через год и зачастую в другой комплектации. Разгневанные граждане обращались в суд, чтобы взыскать с дилера заплаченные деньги с неустойкой. Правда, даже выиграв процесс, они получали символические суммы: скажем, 10 тысяч неустойки вместо 100, на которые истец рассчитывал. И этому тоже есть объяснение, говорят специалисты.
– Как правило, все ответчики просят снизить неустойку, применив статью 333 Гражданского кодекса РФ. С учетом непростой экономической ситуации суды обычно идут им навстречу. Закон это позволяет при наличии доказательств несоразмерности: то есть покупатель, который отдал миллион и потом около года ждал свою машину, не может претендовать на два миллиона, – объясняет Наталья Жгутова. – Покупатели порой оказываются недовольны неустойкой, но им можно посоветовать лишь одно – опираться на здравый смысл при совершении сделки. Не нужно вносить аванс за машину в размере ее полной стоимости или даже половины. Предоплата должна быть небольшой, иначе есть смысл поискать авто в другом месте.
Без денег и полиса
Водители без полисов ОСАГО – тоже частые участники процессов. Только в областном суде (а это вторая инстанция) рассматривается за год около 60 подобных исков. В судах первой инстанции – и того больше.
– Если водитель без договора страхования гражданской ответственности (у кого-то истек срок страховки, а у кого-то ее и вовсе не было) устраивает аварию на дороге, то страховая компания здесь ни при чем. В этом случае иск нужно предъявлять к физическому лицу – законному владельцу транспортного средства.
Правда, установить его порой бывает проблематично, – рассказывает Елена Дечкина, судья судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда. – Условно говоря, машина может быть зарегистрирована на гражданина Иванова, а ездит на ней гражданин Петров по договору купли-продажи, который не зарегистрирован в ГИБДД. В таких ситуациях суд разбирается, рассматривает документы, устанавливает владельца авто и виновника ДТП. Все это небыстро: процесс может затянуться на месяцы.
Но даже когда суд взыщет ущерб с виновника аварии, пострадавший может не дождаться этих денег: зачастую оказывается, что взять с гражданина нечего – он гол как сокол. Страдают в этом случае оба: и водитель, чью машину помяли (ремонтировать ее придется за свой счет), и автомобилист без страховки – теперь его будет преследовать исполнительный лист, выезд за рубеж приставы закроют, а могут наложить и другие запреты. Вот почему экономить на полисе ОСАГО себе дороже. Когда он есть, расходы в случае ДТП возьмет на себя страховая компания, говорят юристы.
То яма, то канава
В топ-3 судебных споров входят и разбирательства с дорожными службами: водители часто жалуются на плохое состояние трассы, ставшее, по их мнению, причиной ДТП. Зимой это гололедица и снежный накат, в остальные сезоны – ямы и выбоины. Правда, с этими тяжбами все тоже очень непросто.
– Что касается скользкости и снежного наката, который возникает в основном на трассах за пределами населенных пунктов, то водитель, к примеру, слетевший в кювет, как правило, должен пенять на себя. Правила дорожного движения гласят: скорость нужно выбирать исходя из погодных условий вплоть до остановки. Другими словами, на обледеневшей дороге, где машину кидает из стороны в сторону, автомобилисту лучше не рисковать, а остановиться и переждать непогоду, – объясняет Елена Дечкина.
На процессах, по словам Елены Ивановны, конечно, проводятся экспертизы: техники решают, кто виноват – водитель, гнавший по гололеду и тем самым нарушивший ПДД, либо дорожники, вовремя не убравшие трассу и не посыпавшие лед песком. При этом суд чаще всего выносит решение не в пользу водителей: те забывают, что машина – источник повышенной опасности. А вот организации, ответственные за содержание дорог, как правило, в нормативы укладываются: и по расчистке дорожного полотна, и по устранению выявленных недочетов. Это подтверждает и практика: из порядка 50 дел по скользким дорогам лишь единицы завершаются в пользу водителей.
Другое дело – ямы и выбоины на асфальте. За них нередко расплачиваются организации, которые содержат дорожное полотно. Для этого эксперт замеряет выбоину и устанавливает, мог ли водитель ее увидеть, притормозить и объехать.
Если специалист утверждает, что эту выбоину при любых обстоятельствах и при любой скорости не заметить, то суд выносит решение: виноваты дорожники.
Недавно на железнодорожном переезде в Вологде владелец дорогой иномарки угодил колесами в глубокую яму. Она была залита водой после дождя, и в сумерках мужчина ее проглядел: от удара шины лопнули, диски погнулись. Эксперт позднее подтвердил: водитель это препятствие не мог определить визуально. Суд выяснил: пути принадлежат подшипниковому заводу, он-то и должен был ремонтировать примыкающее к рельсам полотно. В итоге с него и взыскали ущерб за колеса – около 80 тысяч рублей.
Впрочем, нередко виновными в ДТП оказываются обе стороны: и водители, угодившие в яму, и дорожники. В таком случае ущерб делится исходя из степени вины: водителю ответчик выплатит не всю заявленную в иске сумму, а, к примеру, ее треть, 50 или 80 процентов.
Ольга БУРЧЕВСКАЯ