В настоящий момент автомобильный прогресс шагнул далеко вперед. Сейчас уже обычной автоматической коробкой никого не удивишь, ибо преобладают вариаторы и «роботы» с двойным сцеплением. Между тем, механическая трансмиссия окончательно откатывается на задворки истории и становится все менее актуальной. Я понимаю, что технологии на месте не стоят, но друзья, по большой счету, альтернативы МКПП не придумано до сих пор.

С автоматизированными трансмиссиями все понятно – это собственный алгоритм управления и две педали. Любая автоматизированная трансмиссия – будь то пресловутый «робот» с одним сцеплением либо вариатор, думает и решает за вас. При этом такая коробка хоть и облегчает процесс эксплуатации транспортного средства, но с другой стороны, все больше отстраняет водителя от своего главного предназначения. Поэтому рано сбрасывать со счетов механическую коробку передач. Я далее попробую привести доводы в пользу того, почему МКПП – это самый отличный вариант коробки на все случаи жизни.


Вовлечение в процесс вождения

Как я уже выше сделал упоминание – автоматическая коробка передач либо иная коробка, которая предполагает две педали, несколько отстраняет человека от процесса управления машиной. Со временем отсутствие нужды орудовать рычагом коробки приводит к тому, что за рулем водитель начинает вести себя более расслабленно. В свою очередь, это приводит к ухудшению внимания и бдительности. Я могу положительно отметить роль АКПП лишь в тех случаях, когда машиной управляет женщина либо водитель-новичок.

В остальных случаях водитель попросту утрачивает часть своих реакций и начинает по-другому воспринимать дорожные ситуации. Механическая коробка держит водителя в постоянном тонусе. Она заставляет его думать, какую передачу подтыкнуть на обгоне, на какой передаче подкатить к светофору либо выйти из поворота. Автоматизированная же коробка снимает эту часть обязанностей с водителя и думает уже за него.

Поэтому водитель становится все более отстраненным и полагается лишь на электронику. Я не думаю, что это хорошо для эксплуатации транспортного средства, ибо лишает шофера оперативности и это может сыграть с ним злую шутку в неожиданной дорожной ситуации.

Когда же, человек имеет постоянное дело с механической коробкой передач, то у него мозг постоянно в работе, соответственно, и бдительность тоже никуда не девается.


Надежность

Надежность, надежность и, еще раз, надежность – это главное преимущество механической трансмиссии. Кто бы что ни говорил, но МКПП – это лидер в плане продолжительности срока службы.

Бывает так, что механические коробки имеют некоторые недостатки. Но даже это позволяет служить им дольше, чем самые надежные «автоматы». Все объясняется довольно просто – конструктивная простота механической коробки.

У нее нет электронных блоков управления, датчика коленвала и прочих компонентов. Поэтому их выход из строя исключен по причине отсутствия. Кроме того, нет у «механики» и сложной электрической проводки. Поэтому нет никакого риска, что она прогниет и нарушит работу всего узла.

А еще, у механической коробки слабо загрязняется масло. У автоматизированных это происходит по причине того, что происходит износ накладки блокировки гидротрансформатора, а также нарушается температурный режим, что вызвано слабой производительностью штатного радиатора. У «механики» в этом плане все проще – ее можно довольно длительное время гонять на высоких оборотах и, если избегать грубого обращения, то ничего страшного из этого не случится.

Кстати, по теме того же радиатора – у механической трансмиссии перегревы хоть и случаются, но не носят того характера, что на АМТ, CVT или AT. Просто перестают четко включаться передачи и делов-то. Даже, если «механику» перегреть, то она не переведет всю электронику автомобиля в аварийный режим и не обездвижит его, поэтому на эвакуаторе, в случае чего, добираться не придется до сервисного центра.


Высокий потенциал в плане тюнинга

Все эти автоматизированные коробки передач хорошо до поры – до времени – пока держат возложенную на них нагрузку, которая подсчитана инженерами. Когда же, нагрузки увеличиваются, то и АКПП, и CVT, и тем более AMT спешат раньше времени приказать долго жить.

Вот, у механической коробки передач в этом плане все проще. Тут нет ограничительной электроники, тут нет слабого радиатора, который не способен обеспечить даже при штатной мощности и моменте эффективное охлаждение коробки. Ну и, наконец, тут нет электронного блока управления, которая сам задает тон трансмиссии – все решает водитель, как ни крути.

Именно поэтому механическая коробка способна служить дольше, чем ее более современные аналоги. Не спорю, сцепление, может, и придется заменить при повышении мощности, но все остальное должно служить относительно долго. Таким образом, можно абсолютно уверенно повышать мощность двигателя на 40-50 лошадиных сил и крутящий момент до 70 Ньютоно-метров без ущерба для МКПП.

При этом и саму механическую коробку можно совершенствовать в плане тюнинга. Я отмечу такие апгрейды, как установка более короткоходной кулисы, усиленные синхронизаторы, усиленное сцепление, улучшенный дифференциал и шестерни, и так далее.

Поэтому, потенциал у механической коробки есть во многих отношениях. А вот, про «робот» и вариатор я такого утверждать не могу – тюнинг их невозможен, даже двигателя. Конечно, есть определенный порог, при котором можно «чипануть» движок, но рано или поздно, коробка прикажет долго жить.

Наиболее живучей в плане тюнинга является «автомат». Но и он лишен возможности совершенствования, а значит, в какой-то момент также прикажет долго жить.


Совершенствование водительского мастерства

Ни одна автоматизированная трансмиссия не позволит вам повышать водительское мастерство. Напротив, электроника сейчас старается делать все, чтобы избавить водителя от необходимости лишний раз участвовать в процессе вождения и, как следствие, исключить возможность совершенствования своих водительских навыков.

О чем я сейчас? Многие ли знают из вас сейчас о том, что существует перегазовка и двойной выжим сцепления? Я объясню сейчас.

Начну с перегазовки. Она была популярна тогда, когда у машин с МКПП отсутствовали синхронизаторы – тогда удавалось сделать понижение передачи более плавным и мягким. Сейчас перегазовку, в основном, используют для того, чтобы улучшить баланс машины и центр ее масс перед вхождением в поворот, улучшая таким образом управляемость в сложных виражах.

Что касается двойного выжима сцепления, то он применяется для того, чтобы упростить включение какой-либо передачи при изношенных синхронизаторах. Также актуален двойной выжим при отсутствии синхронизаторов, поэтому нельзя отрицать пользу для опытного драйвера.

Также приемы с перегазовкой актуальны при активной езде и при езде в гололед – когда важен неразрывный поток тяги на колеса. С перегазовкой можно эффективно понижать передачи, что позволяет сохранить баланс ездовых свойств.