Факторы, влияющие на мощность, общеизвестны. Ими и определяется совершенство конструкции двигателя, отражённое в его технических характеристиках.

Обобщённо это способность сжечь в единицу времени максимальное количество горючего с минимальными потерями. Тепловая отдача топлива известна и фиксирована, остаётся обеспечить КПД силовой установки и её возможности по приёму энергии.

Результирующим показателем станет мощность, а промежуточным, влияющим на соотношение мощности с быстроходностью двигателя – крутящий момент. Остаётся выяснить, почему обе эти величины ухудшаются по мере старения и износа. Влияние КПД можно не рассматривать при грубой оценке, поскольку этот показатель не так сильно подвержен изменению во времени. Косвенно падение КПД проявляется как снижение того же момента.

Износ

В первую очередь на уменьшение крутящего момента подействует снижение компрессии в цилиндрах. Давление на такте рабочего хода уменьшится, а от него напрямую зависит крутящий момент. Мощность тоже упадёт, поскольку она равна произведению момента на скорость вращения. А причиной падения компрессии в технически исправном двигателе будет износ колец и цилиндро-поршневой группы.

Изнашивается и механизм газораспределения. Изначально ГРМ спроектирован на оптимизацию рабочего цикла во всём диапазоне оборотов. Со временем детали теряют свои размеры и форму, фазы газораспределения изменяются и кривая момента на графике идёт вниз. На одних оборотах это проявляется больше, на других меньше, не исключена даже ситуация, когда в каком-то режиме мотор станет мощнее. За счёт всех прочих режимов.

Растут и потери на трение. Все зазоры трущихся деталей изменяют геометрию, нарушаются заложенные условия работы, а суммарный момент сил трения вычитается из развиваемого мотором. То есть часть мощности уходит на компенсацию внутренних механических потерь.

Прочие факторы

В двигателе многое заточено на максимально достижимое наполнение цилиндров. Любые помехи на пути смеси в камеру сгорания, как и препятствующие свободному выхлопу, уменьшат цикловое количество топлива и воздуха. А то, что двигатель изнутри способен буквально зарастать грязью и отложениями известно каждому, кто видел хорошо поработавшие детали выпускной системы или занимался чисткой карбюратора.

Система впрыска ещё более чувствительна к загрязнениям. Кроме того, стареют и изнашиваются её датчики, исполнительные механизмы, даже электронные компоненты.

Все эти факторы в отдельности вызывают относительно небольшие изменения в отдаче. Но проблема в том, что они не только складываются, но иногда и дают мультипликативный эффект. В результате даже падение мощности вдвое не должно удивлять. Просто мотор своё отработал и пора заниматься его ремонтом.