Премия “Автомобиль года”, признанная во всем мире, появилась, чтобы избежать путаницы при сравнении “лучших автомобилей”, проводимом журналами и газетами в разных странах. В 1963 году Фред ван дер Влагт, тогдашний редактор голландского автомобильного журнала ”Auto Visie”, решил, что объединение ресурсов позволит получить более авторитетный результат, который получит более широкую огласку.

Победители в номинации "Автомобиль года" из 90-х

Ван дер Влагт обратился к 26 профессиональным автоэкспертам из девяти разных стран, чтобы сформировать экспертное жюри конкурса “Автомобиль года”. Сегодня, спустя 50 лет, формула осталась прежней, но теперь в состав жюри входит 61 человек, представляющий 23 страны.

1990: Citroën XM

https://www.autocar.co.uk/
https://www.autocar.co.uk/

Современная интерпретация “большого Ситроена”, XM впечатлил судей своими оцинкованными кузовными панелями, элегантными линиями Bertone и электронным управлением подвеской, чтобы противостоять кренам и наклонам в поворотах, сохраняя при этом квинтэссенцию комфортной езды.

Дизайн в форме лифтбэка также обеспечивал большую практичность, а некоторые эксцентричные элементы дизайна салона, характерные для CX, остались, предлагая совершенно иной опыт, нежели немецкие конкуренты.

Что произошло дальше? XM так и не достиг ожидаемых 160 000 продаж в год на европейском рынке – отчасти из-за глобальной рецессии – хотя проблемы с электроникой снижали его надежность и подрывали имидж автомобиля. Автомобиль продавался в течение 10 лет, всего было произведено 333 775 экземпляров.

1991: Renault Clio

https://www.autocar.co.uk/
https://www.autocar.co.uk/

Несмотря на то, что это был не более чем Renault 5 в модной одежде, судьи премии посчитали, что Clio имеет все необходимые преимущества. Он был интересен в управлении, достаточно практичен и доступен по цене, предлагая при этом высокий уровень оснащения для миниатюрного автомобиля того времени.

Что произошло дальше? Автомобиль стал хитом продаж в Великобритании, продажи росли до более чем 50 000 в год, чему, несомненно, способствовала знаменитая телевизионная реклама с “Николь и папой” в главных ролях.

Первое поколение Clio породило ограниченную версию Clio Williams мощностью 145 л.с., которая стала настоящей классикой. Выпускавшийся в три этапа, Clio первого поколения в 1998 году сменился более изящным автомобилем второго поколения.

1992: Volkswagen Golf

https://www.autocar.co.uk/
https://www.autocar.co.uk/

Судьи были впечатлены зрелостью Golf, когда он вошел в свое третье поколение. Высокое качество сборки и разнообразные варианты кузова (включая кабриолет и универсал) позволили ему стать первым Volkswagen, получившим награду COTY.

Golf также дебютировал с новым дизельным двигателем 1.9 TDI, обеспечивающим отличную экономичность. Однако версия GTI не смогла произвести впечатление, хотя 2,8 V6 несколько компенсировал это. В этой модели также появился дизель “Ecomatic”, по сути, предшественник современных систем “стоп/старт”.

Что было дальше? В 1996 году в стандартную комплектацию вошла система ABS, но управляемость модели часто считалась хуже, чем у ее сильного конкурента Peugeot 306. Третье поколение Golf также имело свою долю рекламаций, пока в 1998 году на смену ему не пришел более совершенный Mk4.

1993: Nissan Micra

https://www.autocar.co.uk/
https://www.autocar.co.uk/

Победить в конкурсе 1993 года фаворита букмекеров, Fiat Cinquecento, не составило труда. Благодаря экономичным двигателям и симпатичному дизайну Micra заняла первое место.

Высокое качество сборки и впечатляющий для того времени набор систем безопасности – самонатягивающиеся ремни безопасности, центральный замок и ABS – были доступны и привлекали покупателей в салоны.

Что случилось потом? Модель была подвержена ржавчине. К концу производства часто можно было увидеть дорестайлинговые Micras с пятнами ржавчины перед задней колесной аркой. Обновленная модель просуществовала до 2002 года, а затем была заменена пузатенькой моделью K12.

1994: Ford Mondeo

https://www.autocar.co.uk/
https://www.autocar.co.uk/

Слово Mondeo происходит от латинского слова Mundus, означающего “мир”, так как Mondeo должен был стать “всемирным автомобилем”, заменив Sierra в Европе, Mercury Topaz в Америке и Ford Telstar в Новой Зеландии, Южной Африке, Австралии и Японии.

Судьи были впечатлены его динамикой и управляемостью, которая стала образцом для будущих Ford, в частности, благодаря самовыравнивающейся подвеске (в комплектациях люкс) и адаптивной системе амортизации. Переднеприводный Mondeo также оснащался обогреваемым лобовым стеклом Quickclear и был одним из первых автомобилей, оснащенных подушкой безопасности со стороны водителя.

Что случилось дальше? За время своего существования было выпущено 1,5 миллиона Mondeo Mk1, а обширный фейслифтинг в 1996 году (названный Mondeo Mk2) изменил сдержанный стиль Mondeo и представил спортивные варианты ST24 и ST200.

1995: Fiat Punto

https://www.autocar.co.uk/
https://www.autocar.co.uk/

Симпатичный Punto был разработан Джорджетто Джуджаро и получил всеобщее одобрение; судьи хвалили его внутреннее пространство и хорошее качество сборки. Модель предлагалась в виде трех- или пятидверного хэтчбека и кабриолета, а также получила похвалу за очень хорошую цену.

Многие двигатели были перенесены с Uno, включая линейку двигателей FIRE (Fully Integrated Robotised) от Fiat, и новый автомобиль сохранил острую управляемость старого, только в более зрелой версии.

Что произошло дальше? Punto оказался удивительно устойчивым к ржавчине, и к 1997 году появился Punto GT со 134 л.с. и характерной для Fiat “Broom Yellow” окраской. Оригинальный Punto просуществовал до 1999 года, а затем был заменен новой версией.

1996: Fiat Bravo/Brava

https://www.autocar.co.uk/
https://www.autocar.co.uk/

Да, снова Fiat. Компания выбрала новый подход к новому поколению небольших семейных автомобилей. Трехдверная модель Bravo была создана как более спортивный вариант, предлагающий более точную управляемость, в то время как в пятидверном лифтбеке Brava основной упор был сделан на комфорт. Обе модели просто обошли Peugeot 406, предложив соотношение цены и качества и достойное качество сборки.

Оба автомобиля также хорошо управлялись, несмотря на разную направленность, и заслужили похвалу за характерный дизайн – относительно нетипичный для автомобилей этого класса в то время.

Что было дальше? Легкий фейслифтинг в 1999 году представил новые дизельные двигатели JTD, а хот-хэтч HGT получил VVT (систему изменения фаз газораспределения) и прибавку в 8 л.с. до 155 л.с. в целом. Fiat Stilo заменил его в 2001 году. Fiat Multipla MPV и семейный Fait Linea также были созданы на платформе Bravo/Brava.

1997: Renault Mégane Scénic

https://www.autocar.co.uk/
https://www.autocar.co.uk/

Модель Mégane Scénic стала своего рода вехой. Помимо того, что он обошел занявший второе место Ford Ka более чем на 100 баллов, это был первый минивэн, который победил в конкурсе. Компания Renault рассчитывала продавать всего 450 автомобилей в день, но спрос был таким, что завод компании в Дуэ на севере Франции в итоге производил 2500 автомобилей в день.

Благодаря конструктивной схожести с хэтчбеком Mégane, автомобиль был дешев в производстве; бензиновые и дизельные двигатели были экономичными, а превосходная практичность Mégane Scénic пользовалась огромной популярностью как у покупателей, так и у судей премии.

Что произошло дальше? После фейслифтинга в 1999 году он был назван уж просто Scenic. Странная полноприводная версия RX4 была слегка осмеяна в свое время, но, как оказалось, она несколько опередила свое время. Второе поколение Scenic сменило его в 2003 году вместе с семиместной версией Grand.

1998: Alfa Romeo 156

https://www.autocar.co.uk/
https://www.autocar.co.uk/

Спроектированный Вальтером Де Сильва, симпатичный 156-й разгромил конкурентов, заработав 454 балла. Сильные двигатели Twin Spark и мощные V6 дополняли задорный характер этого автомобиля, покоряя судей отточенной управляемостью и продуманным шасси.

Аккуратные дизайнерские штрихи, такие как скрытые ручки задних дверей и рельефный профиль, произвели впечатление, как и комфортабельная и утонченная езда.

Что случилось дальше? К сожалению для Alfa, 156-е были склонны к ржавчине, а электрика оказалась хрупкой по мере старения автомобиля. В 2003 году автомобиль претерпел фейслифтинг, а в 2004 году передал эстафету Alfa Romeo 159.

1999: Ford Focus

https://www.autocar.co.uk/
https://www.autocar.co.uk/

С его ярким дзайном “New Edge” и динамикой , а так же революционной задней подвеской “Control Blade” — оригинальный Focus произвел впечатление на судей, установив новый стандарт в своем классе, представляя собой большой скачок по сравнению с предшествующим ему посредственным Escort Mk5. Vauxhall/Opel Astra, занявшая второе место, отстала на 175 очков.

Отзывчивые и экономичные двигатели Zetec также пришлись по душе критикам, Focus также хвалили за доступную цену и широкий выбор кузовов.

Что произошло дальше? На некоторое время Focus стал самым продаваемым автомобилем в мире. На сегодняшний день с момента дебюта в 1998 году было продано 16 миллионов экземпляров Focus, а в 2018 году в продажу поступило четвертое поколение модели, которая остается лидером по управляемости в своем классе.