Премия “Автомобиль года”, признанная во всем мире, появилась, чтобы избежать путаницы при сравнении “лучших автомобилей”, проводимом журналами и газетами в разных странах. В 1963 году Фред ван дер Влагт, тогдашний редактор голландского автомобильного журнала ”Auto Visie”, решил, что объединение ресурсов позволит получить более авторитетный результат, который получит более широкую огласку.
Ван дер Влагт обратился к 26 профессиональным автоэкспертам из девяти разных стран, чтобы сформировать экспертное жюри конкурса “Автомобиль года”. Сегодня, спустя 50 лет, формула осталась прежней, но теперь в состав жюри входит 61 человек, представляющий 23 страны.
1990: Citroën XM
Современная интерпретация “большого Ситроена”, XM впечатлил судей своими оцинкованными кузовными панелями, элегантными линиями Bertone и электронным управлением подвеской, чтобы противостоять кренам и наклонам в поворотах, сохраняя при этом квинтэссенцию комфортной езды.
Дизайн в форме лифтбэка также обеспечивал большую практичность, а некоторые эксцентричные элементы дизайна салона, характерные для CX, остались, предлагая совершенно иной опыт, нежели немецкие конкуренты.
Что произошло дальше? XM так и не достиг ожидаемых 160 000 продаж в год на европейском рынке – отчасти из-за глобальной рецессии – хотя проблемы с электроникой снижали его надежность и подрывали имидж автомобиля. Автомобиль продавался в течение 10 лет, всего было произведено 333 775 экземпляров.
1991: Renault Clio
Несмотря на то, что это был не более чем Renault 5 в модной одежде, судьи премии посчитали, что Clio имеет все необходимые преимущества. Он был интересен в управлении, достаточно практичен и доступен по цене, предлагая при этом высокий уровень оснащения для миниатюрного автомобиля того времени.
Что произошло дальше? Автомобиль стал хитом продаж в Великобритании, продажи росли до более чем 50 000 в год, чему, несомненно, способствовала знаменитая телевизионная реклама с “Николь и папой” в главных ролях.
Первое поколение Clio породило ограниченную версию Clio Williams мощностью 145 л.с., которая стала настоящей классикой. Выпускавшийся в три этапа, Clio первого поколения в 1998 году сменился более изящным автомобилем второго поколения.
1992: Volkswagen Golf
Судьи были впечатлены зрелостью Golf, когда он вошел в свое третье поколение. Высокое качество сборки и разнообразные варианты кузова (включая кабриолет и универсал) позволили ему стать первым Volkswagen, получившим награду COTY.
Golf также дебютировал с новым дизельным двигателем 1.9 TDI, обеспечивающим отличную экономичность. Однако версия GTI не смогла произвести впечатление, хотя 2,8 V6 несколько компенсировал это. В этой модели также появился дизель “Ecomatic”, по сути, предшественник современных систем “стоп/старт”.
Что было дальше? В 1996 году в стандартную комплектацию вошла система ABS, но управляемость модели часто считалась хуже, чем у ее сильного конкурента Peugeot 306. Третье поколение Golf также имело свою долю рекламаций, пока в 1998 году на смену ему не пришел более совершенный Mk4.
1993: Nissan Micra
Победить в конкурсе 1993 года фаворита букмекеров, Fiat Cinquecento, не составило труда. Благодаря экономичным двигателям и симпатичному дизайну Micra заняла первое место.
Высокое качество сборки и впечатляющий для того времени набор систем безопасности – самонатягивающиеся ремни безопасности, центральный замок и ABS – были доступны и привлекали покупателей в салоны.
Что случилось потом? Модель была подвержена ржавчине. К концу производства часто можно было увидеть дорестайлинговые Micras с пятнами ржавчины перед задней колесной аркой. Обновленная модель просуществовала до 2002 года, а затем была заменена пузатенькой моделью K12.
1994: Ford Mondeo
Слово Mondeo происходит от латинского слова Mundus, означающего “мир”, так как Mondeo должен был стать “всемирным автомобилем”, заменив Sierra в Европе, Mercury Topaz в Америке и Ford Telstar в Новой Зеландии, Южной Африке, Австралии и Японии.
Судьи были впечатлены его динамикой и управляемостью, которая стала образцом для будущих Ford, в частности, благодаря самовыравнивающейся подвеске (в комплектациях люкс) и адаптивной системе амортизации. Переднеприводный Mondeo также оснащался обогреваемым лобовым стеклом Quickclear и был одним из первых автомобилей, оснащенных подушкой безопасности со стороны водителя.
Что случилось дальше? За время своего существования было выпущено 1,5 миллиона Mondeo Mk1, а обширный фейслифтинг в 1996 году (названный Mondeo Mk2) изменил сдержанный стиль Mondeo и представил спортивные варианты ST24 и ST200.
1995: Fiat Punto
Симпатичный Punto был разработан Джорджетто Джуджаро и получил всеобщее одобрение; судьи хвалили его внутреннее пространство и хорошее качество сборки. Модель предлагалась в виде трех- или пятидверного хэтчбека и кабриолета, а также получила похвалу за очень хорошую цену.
Многие двигатели были перенесены с Uno, включая линейку двигателей FIRE (Fully Integrated Robotised) от Fiat, и новый автомобиль сохранил острую управляемость старого, только в более зрелой версии.
Что произошло дальше? Punto оказался удивительно устойчивым к ржавчине, и к 1997 году появился Punto GT со 134 л.с. и характерной для Fiat “Broom Yellow” окраской. Оригинальный Punto просуществовал до 1999 года, а затем был заменен новой версией.
1996: Fiat Bravo/Brava
Да, снова Fiat. Компания выбрала новый подход к новому поколению небольших семейных автомобилей. Трехдверная модель Bravo была создана как более спортивный вариант, предлагающий более точную управляемость, в то время как в пятидверном лифтбеке Brava основной упор был сделан на комфорт. Обе модели просто обошли Peugeot 406, предложив соотношение цены и качества и достойное качество сборки.
Оба автомобиля также хорошо управлялись, несмотря на разную направленность, и заслужили похвалу за характерный дизайн – относительно нетипичный для автомобилей этого класса в то время.
Что было дальше? Легкий фейслифтинг в 1999 году представил новые дизельные двигатели JTD, а хот-хэтч HGT получил VVT (систему изменения фаз газораспределения) и прибавку в 8 л.с. до 155 л.с. в целом. Fiat Stilo заменил его в 2001 году. Fiat Multipla MPV и семейный Fait Linea также были созданы на платформе Bravo/Brava.
1997: Renault Mégane Scénic
Модель Mégane Scénic стала своего рода вехой. Помимо того, что он обошел занявший второе место Ford Ka более чем на 100 баллов, это был первый минивэн, который победил в конкурсе. Компания Renault рассчитывала продавать всего 450 автомобилей в день, но спрос был таким, что завод компании в Дуэ на севере Франции в итоге производил 2500 автомобилей в день.
Благодаря конструктивной схожести с хэтчбеком Mégane, автомобиль был дешев в производстве; бензиновые и дизельные двигатели были экономичными, а превосходная практичность Mégane Scénic пользовалась огромной популярностью как у покупателей, так и у судей премии.
Что произошло дальше? После фейслифтинга в 1999 году он был назван уж просто Scenic. Странная полноприводная версия RX4 была слегка осмеяна в свое время, но, как оказалось, она несколько опередила свое время. Второе поколение Scenic сменило его в 2003 году вместе с семиместной версией Grand.
1998: Alfa Romeo 156
Спроектированный Вальтером Де Сильва, симпатичный 156-й разгромил конкурентов, заработав 454 балла. Сильные двигатели Twin Spark и мощные V6 дополняли задорный характер этого автомобиля, покоряя судей отточенной управляемостью и продуманным шасси.
Аккуратные дизайнерские штрихи, такие как скрытые ручки задних дверей и рельефный профиль, произвели впечатление, как и комфортабельная и утонченная езда.
Что случилось дальше? К сожалению для Alfa, 156-е были склонны к ржавчине, а электрика оказалась хрупкой по мере старения автомобиля. В 2003 году автомобиль претерпел фейслифтинг, а в 2004 году передал эстафету Alfa Romeo 159.
1999: Ford Focus
С его ярким дзайном “New Edge” и динамикой , а так же революционной задней подвеской “Control Blade” — оригинальный Focus произвел впечатление на судей, установив новый стандарт в своем классе, представляя собой большой скачок по сравнению с предшествующим ему посредственным Escort Mk5. Vauxhall/Opel Astra, занявшая второе место, отстала на 175 очков.
Отзывчивые и экономичные двигатели Zetec также пришлись по душе критикам, Focus также хвалили за доступную цену и широкий выбор кузовов.
Что произошло дальше? На некоторое время Focus стал самым продаваемым автомобилем в мире. На сегодняшний день с момента дебюта в 1998 году было продано 16 миллионов экземпляров Focus, а в 2018 году в продажу поступило четвертое поколение модели, которая остается лидером по управляемости в своем классе.