После того как моя публикация о ДТП на Смоленской площади и автомобилях в ней участвовавших нашла такое количество читателей и комментаторов я понял, что большая часть автомобилистов, да и просто людей вовсе не в курсе того, как устроен современный автомобиль.

Кто-то называл современные машины сделанными из фольги, кто-то приводил примеры того, что в БТР все остались бы живы…..Про КАМАЗ(видимо у большинства это самое яркое впечатление за всю жизнь – смотрите КАМАЗ) я вообще промолчу.

Но для того что бы понять как устроена система пассивной безопасности современного автомобиля наверное стоит отмотать барабан истории автомобилестроения. Сейчас мы отправимся в 1939 год в Германию, на завод Mercedes куда устроился на работу Бела Барени. Который после окончания Венского технического училища успел поработать в компаниях Steyr, Adler, Austro-FIAT(австрийское отделение FIAT), когда же он остался без работы, то периодически сотрудничал с Чешской компанией Tatra и даже работал с гениальным Гансом Ледвинка. Кстати еще участь в училище Барени создал эскизы своих будущих работ. Он прорисовал в чертежах машину на пространственной раме с задним расположением двигателя. (Кстати на авторство VW Kafer или Жук претендует множество людей, помимо Фердинанда Порше, но сегодня речь не об этом).

Итак придя на работу в компанию, он сразу устроился в отдел который занимался передовыми разработками. (Кстати после выхода на пенсию, а это произошло в 1972 году, у Барени насчитывалось более 2000 патентов). Но самым важным его изобретением и по сей день считается его вклад в тему пассивной безопасности автомобиля. В 1952 году Бела Барени получил патент за номером 854157 в котором, помимо прочего, впервые прозвучал термин “Crumple zone или зона деформации.

В чем же состояла его идея. Он сконструировал автомобиль состоящий как бы из трех зон. Передняя и задняя части являлись зонами деформации, а вот центральная являла собой жесткий каркас или капсулу безопасности. Деформируемые зоны должны были гасить энергию удара равномерно распределяя ее на все внутренние части конструкции. Помимо этого Барени предложил обеспечить безопасность путем создания ломающейся рулевой колонки и переносом мотора щеток под капот машины. Изначально опыты проводились на первой послевоенной модели Mercedes в кузове W120 или Ponton. А уже в 1959 появился и первый автомобиль созданный по всем правилам предложены инженером. Это была модель с индексом W111. После этого, конечно с течение времени, все автомобильные производители строили машины по этому принципу. Конечно технологии менялись, менялись и сплавы и сам метал, но идея оставалась неизменной. Так давайте же рассмотрим из чего состоит сегодня машина.

Почему многие считают, что все современные машины сделаны из “фольги”? Дело в том, что передняя и задняя части должны максимально “складываться” , можно сказать как “гармошка” и принимать на себя, читай гасить, силу удара. Причем все, что спрятано под навесным оборудованием, к которому можно отнести крылья, капот, багажник и даже лицевую часть дверей(это оборудование выполнено как раз из тонкой стали, что бы снизить общий вес машины), можно представить себе в виде коробчатых профилей разной формы. При проектировании любой модели учитываются так же и силы инерции.

Сама же капсула безопасности, или силовая структура кузова, делается из высокопрочной стали как правило элементы ее изготовленны методом горячей штамповки. Они и обеспечивают более высокую жёсткость каркаса в случае аварии.

Так почему же люди все же гибнут при авариях? Тут масса субъективных причин, дело в том, что создать на все сто процентов безопасный автомобиль сегодня попросту не возможно. Разный вес и размеры, разный клиренс. Невозможно пересадить всех одновременно на легковушки или кроссоверы, которые так же отличаются габаритами. Невозможно предугадать все варианты столкновений. Да, машины получившие высочайший рейтинг безопасности, ее конечно же обеспечивают, но не на все сто процентов. Пять звезд – это не панацея. Поэтому необходимо помнить, что машина это средство повышенной опасности. И на дороге нет места расслабленности и разгильдяйству.