Сегодня давайте поговорим о моторном масле в контексте наиболее популярных заблуждений и мифов, с ним связанных. И постараемся разобраться, имеют ли они под собой рациональный базис или же являются всего лишь страшилками.

1. Главное подобрать нужную вязкость масла

Часто в разговорах можно встретить фразу – “О, если ты живёшь в Сибири, то тебе нужно нулёвку заливать”. Или “В двигатель твоего Поло обязательно только тридцатку использовать”.

На самом деле обе эти фразы не являются корректными – во главу угла ставить исключительно вязкость масла неправильно. У любого автомобиля есть руководство по эксплуатации, где есть раздел “Допускаемые спецификации моторных масел“, поэтому использовать разрешается только те моторные масла, спецификация которых рекомендована производителем для Вашего автомобиля. Например, для бензиновых двигателей с фиксированной периодичностью проведения технического обслуживания допускается спецификация VW 502 00:

Внешний вид литровой канистры моторного масла Special G. Автор фотографии kua1102

Как Вы можете заметить, что речи о вязкости масла не идёт. И только после того, как мы убедились, что выбранная нами марка моторного масла имеет допуск завода-изготовителя, мы начинаем рассуждать о той или иной вязкости этого моторного масла. Универсального моторного масла, которое бы подходило для любого двигателя, пока не изобретено.

2. Если моторное масло потемнело, то нужно срочно осуществлять его замену

Здесь, наверное, уместным будет вспомнить предназначение моторного масла в двигателе. Наиболее часто встречаемый ответ – для смазки всех трущихся деталей двигателя. Но это лишь вершина айсберга. Не надо забывать и про другие важные функции моторного масла – моющие функции (воспрепятствование образованию лаковых отложений на внутренней поверхности двигателя), антикоррозийная защита [1]. иЕстественно, что с течением времени моторное масло начинает терять свои изначальные физико-химические свойства, подвергаясь процессам окисления, шлакообразования и т.п. Естественно, это влияет и на цвет моторного масла. Для сравнению показываю фотографию щупа своего автомобиля только-только после замены масла и спустя 2500 и 5200 км пробега:

Возьмётесь определить пробег на масле в зависимости от его цвета? Это утопия! Частично в этом помочь может только капельный тест масла.

3. Нельзя смешивать разные моторные масла

Этот тезис опровергается, опять же, выдержкой из инструкции по эксплуатации автомобиля, где говорится о том, что если перечисленные в инструкции моторные масла недоступны, то допускается доливать другое моторное масло. Но, при этом, оговаривается, что можно доливать только один раз не более полулитра моторного масла, которое соответствует стандарту ACEA A3/B4 или API SN (API SM). Это применительно к автомобилю Volkswagen Polo.

4. Если в руководстве предписано менять моторное масло раз в 15 тысяч километров пробега, то так и нужно делать

Все европейские марки в своём регламенте прописывают замену моторного масла раз в год или раз в 15 тысяч километров пробега (смотря какое событие наступит раньше). Toyota и Geely прописывают меньшие интервалы между обслуживанием автомобиля – раз в год или раз в 10 тысяч километров пробега.

Однако, при внимательном изучении вопроса, влияние на старение моторного масла оказывает не пробег как таковой, а количество моточасов, которое проработал двигатель. Для простого сравнения давайте рассмотрим две ситуации – в первой водитель проехал 15 тысяч километров по трассе со средней скоростью 90 км/ч, а во втором аналогичное расстояние (например, человек работает в такси) он проехал по городу со средней скоростью 35 км/ч, тогда:

  • При пробеге по трассе двигатель отработал 167 моточасов
  • При городском пробеге двигатель отработал 429 моточасов

Поэтому, очевидно, нужно отталкиваться не от пробега, а от моточасов. Большинство современных масел сохраняют свои эксплуатационные свойства на протяжении 200-250 моточасов, далее такое масло нужно менять.