Сотрудники шиномонтажа при сезонной смене колес стараются быстро обслужить очередь из множества клиентов. Они ставят зимние шины и возвращают владельцу летние покрышки с наслоениями грязи, накопившимися в течение многих месяцев эксплуатации. Насколько опасна эта грязь и как с ней лучше поступить?

Опасная грязь

Дорожная грязь, налипшая на резину, состоит из ряда специфических элементов, которые опасны для здоровья человека. В ней содержатся продукты износа резиновой смеси от сотен тысяч автомобилей. Мелкодисперсные частицы покрывают асфальт тонким слоем, скапливаются в его порах и налипают к покрышкам под действием статического электричества. Продукты износа резины отнесены к веществам четвертого класса опасности и занесены в списки канцерогенов, отчего покрышки запрещено утилизировать на полигонах для бытовых отходов и применять не по назначению вблизи жилых домов. Из них запрещено делать клумбы, ограды и садовые скульптуры из-за риска загрязнения почвы.

Кроме того, в дорожной грязи есть высохшие остатки технического масла и ядовитого антифриза, химические вещества от омывающей жидкости, а также сажа от чадящих грузовиков и прочие химикаты, попавшие на асфальт при транспортировке. Достаточно провести по протектору и по боковинам шины ладонью, и на ней останется черный липкий след этой ядовитой субстанции. Нести все это в дом, складировать на балконе или в кладовке крайне нежелательно. Поэтому даже если шины не применялись на офф-роуде и на них нет наслоений мокрой глины, их необходимо тщательно мыть.

Делать это можно на автомойках, простой водой с использованием аппаратов высокого давления. Благо сейчас получили распространение мойки самообслуживания. Достаточно несколько минут поработать над шинами, чтобы резина стала чистой.

Шампунь и щетки

Во время мойки не будет лишним применять моющие средства и щетки. Однако от автомобильной пены на автомойке лучше отказаться, потому как она имеет едкий щелочной состав, который тоже вреден для здоровья. Правильнее брать в руки автомобильный шампунь для ручного использования. Тереть резину лучше не губкой, а щеткой с длинным ворсом.

Если шины снимаются с автомобиля и хранятся вместе с дисками, то моются и диски тоже.

Отмытая с помощью чистящего средства автомобильная резина должна насухо вытираться тряпкой из микрофибры. При этом литой диск не стоит обрабатывать той же тряпкой, что и резину, потому как она уже впитала мелкозернистую пыль, которая будет царапать поверхность металла словно абразив.

Не покрывать защитными составами

После мойки ни в коем случае не стоит покрывать резину защитными растворами, так как боковины и протектор и без того прекрасно противостоят разрушающим факторам окружающей среды. Не следуют прибегать и к химическому чернению, потому как при длительном хранении начинаются химические процессы, и верхний слой резины разлагается. Производители шин уверяют, что химия скорее навредит шинам, чем сохранит их.

Герметичные мешки

Шины лучше хранить в пластиковых мешках, причем каждую шину отдельно. После мойки шины необходимо просушить. Если этого не делать, то остатки воды собираются внутри шины и при помещении в мешок могут создать внутри влажную атмосферу, что приводит к нежелательным последствиям. Вода собирает пыль и способствует образованию очагов развития микроорганизмов.

На рынке стали появляться герметичные мешки, которые можно плотно запечатать специальной застежкой. Перед хранением необходимо удалить из таких мешков воздух. Сделать это можно с помощью пылесоса. Герметичная упаковка предотвратит температурное испарение масел из резиновой смеси.

Хранить в сухом месте

Если шины отправляются в гараж или в подсобные помещения частного дома, то складировать их нужно подальше от источников тепла. Нельзя их складировать рядом с генераторами, компрессорами, обогревателями, а также с работающими насосами и встроенным электрооборудованием. Дело в том, что эти источники электромагнитного излучения являются причиной образования озона. Когда контактные щетки электромоторов трутся, в катушках формируется зона ионизации, воздействующая на резину.

При хранении необходимо также защитить шины от попадания воды или паров химических веществ, таких как растворители или смазывающие жидкости. Если относиться к хранению шин халатно, то на них остаются пятна, меняющие консистенцию резиновой смеси.