Повреждения шин не всегда заметны водителю. Удар о край большой ямы или о неудачно попавшийся лежичий полицейский могут привести к разрыву корда.

Кроме того, при дорожных работах на асфальте появляются крупные срезы асфальта, которые острыми краями грозятся пробить каркас покрышки. «Грыжа» так же незаметно вспухает из-за производственного брака. В итоге автомобиль рискует потерять надежность управления. Как же распознать невидимую «грыжу» и чем она грозит машине?

Причины вздутий

Иногда повреждения появляются вследствие производственного брака. У радиальных однослойных покрышек встречается расхождение нитей корда слоя каркаса. Небольшого удара в слабое место хватает, чтобы резина продавилась сквозь нити, из-за чего образуются вздутия. Как правило, они возникают с обеих сторон покрышки.

Иногда незаметная деформация стенки шины возникает сразу после покупки при накачке шины на монтаже. Если есть хоть малейшее изменение однородности боковины, то это признак заводского дефекта и колесо подлежит замене.

Но бывают и невидимые повреждения. К примеру, из-за воздушного пузыря, который образуется из-за оставшейся раковины между слоем резины и кордной тканью, после некоторого пробега внутри материала шины возникает неоднородность. В раковину проходит воздух и выдавливает резину наружу.

К возникновению скрытых повреждений приводит неверная парковка автомобиля. Если часто со скрипом тереться резиной о бордюр, да еще и прижиматься к нему на небольшой скорости, то в резине возникают трещины и небольшие порезы, которые могут развиться в полноценную «грыжу».

Важно также следить за давлением в шине. Если оно сильно меньше или больше рекомендованных значений, то нити корда значительно сокращают ресурс. Нередко повреждения оказываются не с внешней, а с внутренней стороны колеса и незаметны взору водителя.

Повреждения иногда формируются и под протектором, что серьезно ухудшает их обнаружение.

Как распознать невидимую «грыжу»?

На начальном этапе формирование повреждения можно распознать по изменению поведения автомобиля во время движения. Если вздутие появилось под протектором, то на малой скорости (5-10 км/ч) будет наблюдаться покачивание кузова, сопровождающееся легкой вибрацией. При открытом окне будут слышны нехарактерные хлопки. При достижении скорости движения 60 км/ч появится биение рулевого колеса.

Однако при увеличении темпа движения вибрация снизится и перестанет ощущаться.

А вот боковые «грыжи»  часто не выдают себя, потому как не сильно влияют на балансировку. Только при уже разросшемся «яблоке» начинают чувствоваться нарушения в распределении массы колеса. Для выявления неисправностей необходимо поднять машину на подъемнике и, проворачивая колесо, внимательно осмотреть его снаружи и изнутри.

«Грыжа» может вырасти даже на ниппеле. Если колесо выдержало удар, то иногда часть энергии так распирает резиновый воздуховод, что внутренние слои рвутся и ножка ниппеля распухает. Ездить на автомобиле в таком случае не стоит. Это вздутие может прорваться в любой момент.

Чем влияют «грыжи» на автомобиль?

При деформации покрышки нарушается центр масс, из-за мелких вибраций сокращается срок службы элементов подвески и прочих деталей автомобиля, в том числе ШРУСов, шаровых опор, рулевой тяги.

Если оставить повреждения без внимания, то рано или поздно они приведут к разрыву резины. Внутренним давлением воздуха поврежденное место будет распираться, и шишка стремительно вырастет.

При прорыве «грыжи» всегда наблюдается резкое ухудшение управляемости транспорта. Машина рыскает по полосе, что особенно опасно при движении по многополосным дорогам, типа МКАД. Водителю придется снижать скорость и маневрировать в условиях плотного потока, что в разы увеличивает вероятность аварии. При этом вместе с лопнувшей покрышкой резко снижается эффективность торможения.

Поэтому использование колес с повреждениями не допускается. Пункт 5.2 «Перечня неисправностей» в приложению к ПДД гласит, что запрещается эксплуатация транспортных средств, у которых «шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины». Нарушителям грозит штраф в 500 рублей.