Кроссоверы в России становятся все более популярными. Сейчас многие люди предпочитают компактные SUV и считают, что это круто и модно. И действительно, куда не глянь – везде эти кроссы с лифтованной подвеской и неуклюжими манерами. Хочется спросить у людей – зачем и почему? Раньше покупателями кроссоверов были люди семейные и те, кто имели дачи.

Теперь же, на них вполне можно встретить какого-нибудь горожанина, по совместительству, не обремененного ни детьми, ни узаконенными отношениями. Он ездит один в такой машине и, по сути, возит воздух. Но я сейчас не буду философствовать здесь, а просто постараюсь объективно расписать о сильных, слабых сторонах таких автомобилей. А также постараюсь понять, стоит ли покупать такие машины.

Сперва, о достоинствах

Давайте, сначала, поговорим о сильных сторонах кроссоверов. Начнем с позитива, ибо незачем нам сперва негатив нагонять. Приступим.


Геометрическая проходимость

Ни для кого не секрет, что на рынке сейчас продаются кроссоверы не только с полным, но и с передним приводом. В принципе, оно всегда так было. Поэтому у людей есть выбор. Однако чего не отнять у подавляющего большинства кроссоверов, так это хорошей геометрической проходимостью.

Нет, не буду спорить с тем фактом, что большинство внедорожников в этом плане лучше среднестатистического кроссовера. Однако среднестатистический кроссовер легко уделывает по части геометрических параметров кузова среднестатистический легковой автомобиль. В частности, у него достаточно большой дорожный просвет.

Я считаю, что показателя в 180 миллиметров достаточно для того, чтобы парковаться у высокого бордюра и переезжать через них, а также съезжать с асфальта и уверенно двигаться по проселочной дороге, даже с наезженной колеей. Таким образом, если не посещать какие-нибудь глухие дебри, то можно вполне уверенно выбираться на природу, на пикник, что немаловажно при наличии семьи либо при желании выбираться на охоту, рыбалку.

А еще, у кузова кроссовера относительно короткие свесы кузова. Поэтому можно вполне успешно преодолевать какие-нибудь крутые холмы и канавы. Опять же, если выбираетесь на природу, то там всякие бугорки, крутые подъемы и спуски встречаются достаточно часто. Да и в целом, хорошая геометрия кузова – это снижение рисков повреждения бамперов, обвеса, порогов и днища. Поэтому кроссовер тем и берет симпатии, что позволяет выбираться без проблем на природу либо ездить по очень плохим дорогам.


Практичный салон

Что такое этот самый кроссовер? Это машина, у которой багажник располагается в пространстве салона. У седана, например, багажное отделение обособлено в отсек. Чем это может помочь?

Ну, скажем так – у багажника кроссовера, элементарно, больше погрузочная высота, что дает нам возможность ставить в него какие-нибудь высокие коробки или иной габаритный груз. Также, объем багажного отделения у кроссовера можно увеличить, как минимум, вдвое – для этого, всего-то, нужно сложить спинку заднего дивана и вуаля, погрузочная площадка для длинномеров и большого груза готова. Ни один седан не способен похвастаться такими погрузочными способностями, да и большинство хэтчбеков – тоже.

Идем дальше, и на этот раз я хотел бы отметить грамотную организацию багажного отделения. Из него многие производители сейчас делают органайзер – со множеством дополнительных ниш, полочек, креплений для сеток фиксации груза и многое другое. Это существенно облегчает каждодневную эксплуатацию и позволяет более рационально распределять поклажу, когда вы едете в продуктовый магазин либо в гипермаркет.


Повышенная вместительность

Такое бывает, конечно, не у каждого кроссовера, но возможность повышенной вместительность, все же, присутствует, особенно у среднеразмерных SUV и далее ввысь по иерархии. В частности, на рынке есть модели, которые предлагают семиместное исполнение салона.

Кому это нужно? Правильно, семейным людям, у которых есть дети, старшие и дальние родственники. Да и просто, семиместные кроссоверы нужны тем людям, которые просто любят большие компании и дружбу, дружеские посиделки и поездки на дальние расстояния.

Увы, но большинство легковых автомобилей такой возможности нам не дает сейчас. На ум, разве что, Лада Ларгус приходит, и все.

А там, где семиместный салон – там и багажное отделение большое. Поэтому одно другому не мешает и взаимосвязано.


Наличие полноприводной трансмиссии

Редко какой легковой автомобиль сейчас предлагает систему полного привода. А вот кроссоверы – через одного. Они, конечно же, делятся на переднеприводные «паркетники» и настоящие кроссоверы. Но нам же, ведь, интересные именно полноприводные машины?

Да, нам – да. Но статистика показывает, что люди покупают просто переднеприводные SUV и ездят. Конечно, весьма странный выбор. Но ничего не поделаешь. А мы возвращаемся к «нашим баранам».

Итак, полноприводная трансмиссия у кроссоверов бывает разной – автоматически подключаемый либо постоянный полный привод. Конечно, более всего предпочтителен именно постоянный полный привод – это стабильная раздача тяги двигателя на все четыре колеса, уверенное поведение на заснеженной дороге, безопасное прохождение поворотов, хорошая проходимость и стабильный старт на обледенелых поверхностях. Но такие машины – в меньшинстве.

Большая часть кроссоверов оборудованы автоматически подключаемым полным приводом – он выполнен через электромагнитную муфту, которая установлены в приводе передних либо задних колес. Дополнительная ось становится функциональной в момент пробуксовки основной оси и, чаще всего, это происходит при старте в скользкий подъем, при покорении бездорожья и так далее.

В принципе, это удобно. Однако у муфты есть такой недостаток, как перегрев. Когда температура ее работы подходит к предельной, то электроника деактивирует узел и машина становится, снова, моноприводной. Соответственно, и проходимость у нее серьезно ухудшается, поэтому на бездорожье либо на ледяной дороге особо не побуксуешь.


Солидный дизайн

Подавляющее большинство кроссоверов, действительно, выглядит достаточно солидно и представительно. А все потому, что размеры кузова внушительные у них. При всем при этом, дизайн экстерьера, как правило, нравится и мужчинам, и женщинам, поэтому за рулем кроссовера уместно смотрится человек любого пола.

Ну вот, сами ответьте себе на такой вопрос – какой легковой автомобиль с солидным дизайном можно сейчас новым купить на авторынке РФ стоимостью до 1 миллиона 500 тысяч рублей? Я только парочку вариантов могу подобрать могу – это Шкода Октавия и КИА Оптима (сейчас уже К5). Лада Веста, может быть, но это из бюджетного сегмента. Все остальные машинки выглядят как-то по игрушечному что ли и это подтверждают еще и мелкие габариты кузова.

Кроссоверов же с неплохим дизайном поболее будет. Тут вам и КИА Спортейдж, и Джили Атлас, и Джили Кулрей, и многое другое.

Теперь, о недостатках
Пришло время затронуть и слабые стороны кроссоверов. Их кстати, тоже достаточно.


Слабая проходимость

Насколько хорошо бездорожье кроссовер способен преодолевать в сравнении с легковым автомобилем, настолько же плохо он это делает, если сравнивать его с внедорожником. Кроссовер – это ни рыба, ни мясо. Но бывает часто так, что их владельцы часто переоценивают как свои возможности, так и возможности выбранной машины.

А все почему? Правильно, потому что конструкция кроссоверов и легковых автомобилей принципиально не различается. Есть множество SUV, которые выполнены, как раз, на базе легковых компактов класса B и C. У них легковая подвеска со всеми вытекающими, а именно – независимая либо полузависимая, с короткими ходами, что для бездорожья не есть хорошо, особенно, при диагональных вывешивания и для быстрой езды по плохим дорогам. У внедорожников может быть зависимая подвеска с огромными ходами, которая на раз-два справляется с описанным в предыдущем предложении.

Также у кроссовер отсутствует рама, из-за чего его кузова перекашивается при тех же диагональных вывешивании. Ну и, наконец, у большинства кроссоверов нет понижающей передачи, блокировок, что заставит их попросту зарыться в вязкой грязи, в песке и так далее.

Короче, если вы берете кроссовер с расчетом на то, что будете на нем бездорожье покорять, то разочаруетесь. Исключения – это Лада Нива, Субару Форестер, Сузуки Гранд Витара, но и у них есть свой предел. Вообще, владельцев SUV губит именно самоуверенность, за которую они потом и расплачиваются.


Слабые ездовые способности

Я могу сказать так – кроссовер, в большинстве случаев, ведет себя посредственно не только в условиях бездорожья, но и на асфальте. Ну а что вы хотели?

Высокий центр масс, довольно большая масса, большой дорожный просвет свое дело делают и машина кренится в поворотах, ее раньше относительно легковушки сносит в поворотах, а в рулевом управлении отсутствует азарт. Хорошо, если управляемость хотя бы будет безопасной и предсказуемой, но и это порой проблематично, особенно, для кроссоверов из Китая.

Комфорт тоже разным бывает. Как я уже говорил, подавляющее большинство машин до 2 миллионов рублей основаны на платформе автомобилей сегментов В и С, а это значит, что от них позаимствованы схемы подвесок, их компоненты и агрегаты. Поэтому нет ничего удивительного в том, что легковая подвеска с относительно короткими ходами жестко отрабатывает неровности и пробивает на крупных неровностях.


Большой расход топлива

Как я уже говорил, кроссоверы имеют большую массу в сравнении с легковыми машинами. И даже, если сравнивать кроссовер и легковую машину на одной платформе, с одинаковыми мотором и трансмиссией, то SUV будет потреблять топлива чуть больше.

Ну а как вы хотели? Ведь, возросшую массу двигателю тоже надо тянуть более активно, особенно, на обгонах, на подъемах, при интенсивном наборе скорости и так далее.

А еще на повышенный расход горючего влияет наличие полноприводной трансмиссии. Мотору и коробке теперь надо тянуть не два колеса, а все четыре, пусть даже те, которые подключаются периодически. Таким образом, если хотите себе большую машинку, то готовьтесь и больше за бензин выкладывать на АЗС.


В итоге

Какой можно сделать вывод? Да вывод прост. Если вы любитель пустить пыль в глаза, любите, чтобы вас по одежке оценивали, при этом у вас есть лишние деньги на бензин и ходовые качества не важны, то берите кроссовер.

Впрочем, есть и другая категория – семьянины. Это люди, которым большая машина просто необходима для выполнения сугубо утилитарных задач по транспортировке грузов и людей. К какой категории относить себя – вам виднее, но в целом, общая картина такова.