Что такое лайфхаки – это полезные советы, которые могут пригодиться в жизни. Но, так как мой канал посвящен автомобилям, в том числе, подержанным, то обозревать в сегодняшней статьей я буду именно полезные советы автомобильной эксплуатации и все, что с нею связано. Ведь, ни для кого секретом тот факт не является, что далеко не всегда эксплуатация транспортного средства проходит чисто и гладко.

Более того, я считаю, что в России она невозможна в принципе, ибо условия у нас достаточно жесткие, дороги плохие, а люди – не самые простые. Но это я, конечно, обобщил сейчас. В своей статье, все же, постараюсь излагать мысли в более конкретном ключе и сосредоточиться на реалистичных проблемах, а также на путях их решения. Давайте посмотрим, что да как.

В городе необязательно возить с собой полноразмерное запасное колесо
Сейчас большое количество моделей для российского рынка, которые специально укомплектованы полноразмерным запасным колесом. Я считаю, что это весьма неплохо. Однако для таких ситуаций, когда помощи ждать не приходится – при автомобильных путешествиях либо при частой езде по загородной трассе вдали от городов. При таких раскладах, конечно, без полноразмерной, полноценной «запаски» обойтись будет трудно, ибо, если вы проколете колесо вдали от цивилизации, то придется аж за несколько десятков километров ехать до ближайшего шиномонтажного сервиса.

Естественно, что спущенное колесо в таком случае значительно пострадает. Я сейчас имею ввиду повреждение боковин и порезы на них, а также деформацию либо даже появление трещин на колесном диске, ибо спущенная покрышка лишена способности к демпфированию. Таким образом, поставить запасное колесо и едь себе дальше.

В городе же, можно вполне и докаткой обойтись, или даже, ремкомплектом. Докатку при езде на дальние расстояния я брать все же не рекомендую, потому что у нее тоже есть свой срок службы и он существенно уменьшится, если вы проедите на ней более 70 километров со скоростью даже не более 80 километров в час. А вот, в городе она вполне поможет вам до шиномонтажки доковылять.

Но, если вы еще и умелый сервисмен, то вообще, можете с собой ремонтный комплект возить для шин, который в себя герметик, шило и жгуты включает. В таком случае, при наличии умелых рук и опыта, ремонт проколотого колеса происходит в считанные минуты и не придется даже заезжать на шиномонтаж – если только, давление в колесе докачать до нужного.


Не пристраивайтесь на трассе к большегрузам

Многие имеют привычку ехать следом на загородном шоссе за многотонным грузовыми автомобилями. А все потому, что в народе бытует мнение, дескать существует так называемый «воздушный мешок» – это зона пониженного аэродинамического сопротивления, которая образовывается за впередиидущим автомобилем.

Простыми словами, попутный автомобиль спереди преодолевает сопротивление воздуха, разрезая его и затрачивая на это дополнительную тягу двигателя. А, если за ним пристроиться, то можно исключить потери на ветер и прочие аэродинамические помехи, тем самым экономя топливо при езде.

При этом, чтобы эффект получился выраженным, в качестве «донора» выбираются, как раз-таки многотонные фуры – из-за их значительных размеров. Автолюбители думаю, что «воздушный мешок» в таком случае получается объемным по своей зоне и в нем легко можно ехать.

В принципе, «воздушный мешок» действительно имеет место быть. Но, как показывает практика и некоторые экспериментаторы, зона его действия доходит, максимум, до 2-3 метров. Вообще, прием пристраивания за другой машиной пришел из мира автоспорта – где таким образом автогонщики на машинах, порой, с одинаковыми техническими характеристиками, вынуждены соревноваться друг с другом на кольце. Но как обойти соперника, у которого точно такой же автомобиль с аналогичными динамическими качествами? Правильно, в ход идет личное мастерство пилота и вот, как раз «воздушный мешок» — это тот самый прием, который может помочь обогнать соперника при прочих равных.

Также «воздушным мешком» пользуются автопилоты на Лимане 24 – когда хотят сэкономить топливо, чтобы чуть позже заехать на пип-стоп, тем самым, улучшив свои времена. Распространен прием и в американской серии Наскар, но его применение в обычной гражданской жизни уже малоэффективно.

Как вы понимаете, ехать за машиной на расстоянии даже до 3 метров по трассе – это уже слишком. В первую очередь, не поощряется такая езда правилами дорожного движения, ибо на лицо – несоблюдение безопасной дистанции. Да и сами подумайте – что может подумать водитель фуры, когда в зеркале заднего вида увидит нечто, что прижалось к борту фуры вплотную?

В принципе, не только «воздушный мешок» является причиной следования за большегрузом. Многим просто нравится езда в виде паровозика, но в качестве ведомого. Это некоторым кажется удобным, когда на трассе, например, снегопад и зона видимости ограничена. Вот только, забывают дорогие автолюбители о том, что она может еще больше ограничиваться, ибо именно фура поднимает снежную пыль.


Переводите корректор фар в самое нижнее положение

Многие современные автомобили с галогеновым светом фар оснащены корректором фар – ручным. Это такой тумблер либо рычажок, который ходит по режимам «0», «1», «2», «3», «4». Каждая цифра обозначает угол наклона светового пучка по отношению к дороге, но за нейтральное положение, обычно, принимается нулевая маркировка, тогда как другие режимы – по возрастанию, уменьшают высоту пучка и делают его ближе к автомобилю.

Но зачем я рекомендую ставить корректор в самое ближнее положение света? Все дело в том, что свет галогеновых фар при сложных погодных и дорожных условиях, в большинстве случае, далек от оптимального – остаются неосвещенные зоны перед машиной именно в центральной части, поэтому можно пропустить на дороге ямы при сильном дожде, а также не заметить что-то впереди при сильном тумане либо снегопаде.

Снижение же светового пучка ближе к дороге обеспечит нам более яркий свет при сложных условиях, при этом позволит не слепить сильно встречный, попутный транспорт, пешеходов. Таким образом, и себе поможем, и другим не навредим.


Пользуемся климатической установкой грамотно

Мало кто знает, но печкой либо климат-контролем, кондиционером тоже надо уметь пользоваться, а не включать и выключать систему тогда, когда вам это нужно. Но что я сейчас имею ввиду.

Все мы знаем, что печка топит, а кондиционер – холодит. Климат-контроль и топит, и холодит – это компромисс. Но суть не в этом. Дело в том, что использование климатической установки в любом случае дает нагрузку на ремень навесного оборудования, а он, в свою очередь, нагружает и сам двигатель внутреннего сгорания. Особенно сильно нагружает двигатель активация кондиционера.

По мнению эксперта, он отнимает от мотора около 7 лошадиных сил. Не знаю, правда это либо нет, но факт – при включенной системе кондиционирования ускорение и тяга на маломощных автомобилях заметно ухудшается, при этом понижается и топливная экономичность.

Особенно заметно возрастает расход горючего при езде по трассе. Но я знаю хороший способ это исправить. В частности, когда вы едете на автомобиле в гору, то можно кратковременно отключать кондиционер и включать его только тогда, когда выезжаете на равнину. При этом, если вы едете с горы, то кондиционер, наоборот, уже можно включать – потому что нагрузку на двигатель в таком случае вы будете чувствовать незначительно, да и расход принципиально не возрастет.


Устанавливайте легкие колеса

Сейчас многие автолюбители, особенно, молодого возраста стараются устанавливать на свои машины большие колеса. Между тем, они явно забывают о том, что такие колеса, как правило, достаточно тяжелые.

Нет, есть, конечно, и исключения – это, когда речь заходит о кованных колесных дисках либо о дисках из особого сплава. Такие диски весят гораздо меньше своих литых, штампованных аналогов, но и оцениваются на рынке на порядок дороже. При этом предложений по «ковкам» не так много и их можно считать самым настоящим эксклюзивом.

Посему, давайте лучше поговорим о том, как более бюджетно решить вопрос с тяжелыми колесами. А решается он установкой колес меньшего диаметра. Скажем, у вас установлены колеса на 17 дюймов и вес одного колеса в сборе (вместе с покрышкой) составляет 11-12 килограммов. Если мы установим колесо на 15 дюймов, то при взвешивании можем увидеть уже совершенно другую цифру – 8-9 килограммов. Конечно, есть нюансы. А именно, литье нужно подбирать не самое тяжелое, как и шины, но в принципе, как показывает практика, маленькие колеса всегда легче больших.

Что даст установка колес с меньшей массой и диаметром относительно исходных? В первую очередь, вы улучшите тягу двигателя и его отзывчивость, особенно, на малых оборотах. Далее, что нужно отметить – это снижение расхода топлива, ибо легкие колеса приводить в движение мотору и приводным валам легче, поэтому потери на трансмиссию снизятся и, соответственно, снизится расход бензина.

Ну и, наконец, самые главные преимущества маленьких колес – это снижение неподрессоренных масс и улучшение ездового комфорта. Каким образом?

Объясняю и начну с неподрессоренных масс. Если они уменьшатся, то в свою очередь, уменьшится нагрузка на ходовую часть – на ступичную подшипники, саму ступицу, на амортизаторы, рулевые тяги и наконечники, сайлентблоки и рычаги, шаровые опоры. Все перечисленное будет служить дольше, что конечно же, не может не радовать обычного автомобилиста, у которого бюджет на содержание своего транспортного средства ограничен.


Быстро определяем износ тормозных колодок и дисков

У всех современных автомобилей в конструкции значится дисковая система тормозов, хотя бы, на передней оси. Как известно, конструкция самой такой системы подразумевает суппорт с направляющими, в которые вставляют тормозные колодки. В свою очередь, диск сидит на ступице.

Суппорт с колодкам «обхватывает» диск с обеих сторон и при нажатии на педаль тормоза зазор между внешней и внутренней колодками сужается. Так и обеспечивает принцип работы дисковой системы тормозов.

Но у нас нынче автолюбители пошли не слишком образованные в плане техники, поэтому не всегда способны определить, когда нужно менять тормозные диски и колодки. Я вам поведаю быстрый и полезный лайфхак.

В частности, начать нужно с уровня тормозной жидкости в бачке DOT. На последнем присутствует разметка – min и max. Что это означает, думаю, догадаться несложно. Так вот, когда уровень подбирается к отметке min, значит степень изношенности дисковой тормозной системы (преимущественно, тормозных колодок) уже максимальная.

Также об этом, вкупе с понижением уровня DOT, свидетельствует увеличение свободного хода педали тормоза – в первой половине ее хода эффективность замедления машины снижается, а усилие на самой педали пропадает.

Если вы заметили все это на своей машине, то пора уже менять тормозные колодки. Об их же износе могут свидетельствовать и металлические свисты. На некоторых тормозных колодцах присутствуют индикаторы износа – специальные металлические скобы на колодках, которые обнажаются при уменьшении толщины фрикционного слоя. Поэтому, если услышите металлический скрежет либо свист, значит, пора менять колодки.

Самый же верный способ износа тормозных дисков – это биения на руль при замедлении, особенно, на малых скоростях. Если допустить предельный износ тормозных дисков, то на их поверхности могут даже проявиться трещины.