Оба вида этих трансмиссий относятся к автоматизированному сегменту – у них имеется электронный селектор управления с режимами, а также две педали, что обеспечивает удобство эксплуатации.

В то же время, автоматическая коробка – одна из самых возрастных и была придумана очень давно, тогда как роботизированные коробки вошли в моду лишь в начале 20-го века. При этом именно последние сейчас получают все большее распространение, а вот классический гидротрансформатор – встречается все реже. Но означает ли это то, что «робот» обычного «автомата»? Ответ на данный вопрос вы найдете в нашей статье.

Немного справки

Итак, как мы уже упоминали выше, автоматическая трансмиссия была разработана очень давно и она лишь чуть моложе МКПП. Первый прародитель АКПП встречается на Ford T, который предлагался в продаже в начале 20-го века. А наиболее массово автоматические коробки начали применяться с 1930-х годах – когда на смену конным колесницам и фаэтонам начали приходить изящные и относительно быстрые самобеглые моторизованные аппараты под названием автомобили. Причем на тот момент машины уже имели довольно мощные двигатели и поэтому «автоматы» на них были вполне уместными.

В целом, АКПП очень полюбили в США, где ни одна машина без них не обходилась, да и сейчас такой вид трансмиссии до сих пор популярен как на люксовых седанах, так и на бюджетных компактах с «древними» атмосферными моторами и примитивными технологиями.

Впрочем, в начале второго тысячелетия конкуренцию ему начал составлять не только вариатор, но также и роботизированная коробка передач. Она бывает двух видов – с одним либо двумя сцеплениями.

Первый тип применяется преимущественно на очень массовых моделях и, по сути, представляет из себя обычную «механику», но с автоматизированным приводом смены ступеней. Что касается «робота» с двумя сцеплениями, то он уже более совершенен, причем не только своего аналога, но даже и автоматической трансмиссии. Здесь основу составляют комплект из двух сцеплений, которые работают поочередно – одно сцепление служит для нечетных передач, другое же ответственно за четные. Таким образом удается достичь не только относительной плавности работы, но и потрясающей быстроты переключений, что очень важно для машин с намеком на спортивность.

О достоинствах и недостатках автоматической трансмиссии

Автоматическая коробка-гидротрансформатор в настоящее время является одной из основных альтернатив МКПП на бюджетных машинах с атмосферными моторами. При этом данный вид – это основная КПП для очень мощных авто, в том числе, и с турбо-агрегатами. Весьма интересный контраст, но тому есть основания. Об этом мы сделаем упоминание в плюсах коробки.

Достоинства:

  1. · Очень крепкое «железо». Все механические элементы АКПП, как правило, обладают неплохим запасом прочности, что позволяет им переваривать даже очень большой крутящий момент двигателя и демонстрировать при этом неплохой срок службы. Это первая причина, почему «автоматы» используются на очень мощных машинах любого сегмента.
  2. · Высокая плавность работы. Гидротрансформатор способен обеспечивать очень плавные переключения – это положительно сказывается на комфорте и удобстве передвижения, особенно в городе.
  3. · Логичный алгоритм работы. АКПП отличаются не только мягкими переключениями, но и предсказуемостью, последовательностью смены ступеней. Особенно ярко это проявляется на современных адаптивных коробках.
  4. · Высокая ремонтопригодность. Конструкция автоматической коробки не слишком сложная, поэтому, в случае поломки ее можно починить в подавляющем большинстве автосервисов.

Вас впечатлили сильные стороны АКПП? Но ведь у него также есть и негативные моменты.

Слабые стороны:

  1. · Низкая скорость переключений. Это характерно для подавляющего большинства автоматических коробок, впрочем, сейчас автопроизводители с этим активно борются и стараются повысить производительность гидротрансформатора.
  2. · Высокая склонность к перегреву. Штатный теплообменник большинства АКПП не рассчитан на высокие нагрузки, поэтому температура трансмиссионной жидкости начинает подниматься уже после 10-15 минут активной езды.
  3. · Невечная проводка и электроника. Датчики, которыми напичкана АКПП, имеют свой срок годности и в какой-то момент приказывают долго жить, вызывая сбои в работе узла и обездвиживая машину.

Как видите, недостатков не так уж и много, но все они довольно ощутимые.

Плюсы и минусы роботизированной коробки

Несмотря на то, что «роботы» с одним и двумя сцеплениями конструктивно имеют некоторые различия, их плюсы и минусы схожи, впрочем, не обошлось и без нюансов. О последних мы будем упоминать в каждом из пунктов.

Плюсы:

  1. · Быстрота переключения (АМТ с двумя сцеплениями). Порой такие коробки превосходят по скорости смены ступеней даже человека-профессионала, который работает с механической трансмиссией.
  2. · Дешевизна (АМТ с одним сцеплением). Порой производители устанавливают данную коробку для того, чтобы создать недорогую, но удобную альтернативу МКПП для городских условий эксплуатации авто.
  3. · Способность экономить топливо. Все дело в том, что электронный блок управления в автоматическом режиме работы сам решает, в какой момент ступень должна перейти на верх либо вниз – при определенных условиях такой принцип работы позволяет сэкономить топливо.

Достоинства пересчитали, что с недостатками?

Минусы:

  1. · Грубая работа. Многие АМТ меняют передачи с рывками и толчками, что характерно даже для экземпляров с двумя сцеплениями.
  2. · Невысокая надежность. Увы, но в этом плане роботизированная трансмисссия значительно уступает автоматической. Если последняя может преспокойно отслужить весь гарантийный срок авто, то у «робота» проблемы могут начаться уже в процессе такового. В зоне риска – сцепления или сцепление, актуатор, вилка смены ступеней, электронный блок управления, который начинает часто давать сбои из-за сбоев в алгоритме работы.
  3. · Невысокая скорость переключения (АМТ с одним сцеплением). Такие роботизированные коробки очень медлительны в плане смены ступеней и допускают значительные паузы, что негативно сказывается на динамике ускорения.
  4. · Необходимость специального подхода к эксплуатации. В частности, при каждой остановке рекомендовано переводить рычаг коробки в нейтральное положение, чтобы снизить нагрузку и износ внутренних элементов коробки. Кроме того, на некоторых моделях АМТ даже сейчас можно наблюдать откат под горку во время переноса ноги с педали тормоза на газ.
  5. · Вялый старт. Во время старта с места на машине при резко нажатии на акселератор «робот» будет беречь сцепление или сцепления, поэтому может наблюдаться ощутимая задержка при трогании с места – исправить это никак нельзя и в некоторых ситуациях (когда необходимо резко ускориться) такой расклад вещей скорее мешает.

Вот таков список слабостей роботизированных коробок.


Что в итоге?

Общими недостатками и автоматической, и роботизированной коробок является склонность к загрязнению масла, необходимость прогрева после долгого простоя машины, трудности с буксировкой и при зимней эксплуатации – когда приходится часто буксовать, чего на автоматизированных трансмиссиях совершать нежелательно. Но если выбирать из двух зол меньшее, то приоритет отдавайте именно классическому гидротрансформатору. Автоматическая коробка проверена временем и относительно надежная, комфортная в эксплуатации, тогда как «робот» капризен и в обслуживании, и в использовании, к тому же не слишком долговечен.