На междугородних трассах в глубинке все еще встречаются сомнительные колонки, торгующие топливом не лучшего качества. Попадаются откровенно разбавленные бензины или не отвечающая требованиям солярка.

По данным Росстандарта, риск залить некачественное топливо особенно велик в Ярославской, Рязанской и Иркутской областях. Суррогатом признано 15% дизтоплива и примерно 3% бензинов. Почти каждая одиннадцатая АЗС в стране торгует некачественной продукцией.

Попадание в бак такого топлива грозит проблемами с техникой. Кроме того, даже на крупных сетях АЗС бывают ситуации, когда водители или операторы колонки по ошибке заливают в машины не тот сорт топлива, противопоказанный для данного типа моторов. Можно ли исправить ситуацию, пока силовой агрегат не вышел из строя?


Залил не то топливо

Часто бывает, что оператор колонки не расслышал слов водителя и пытается вместо 98-го бензина залить в автомобиль АИ-92 или даже солярку.

Поэтому лучше говорить громко и отчетливо, чтобы не было недопонимания. Не будет лишним проследить, какой пистолет снимает с колонки работник АЗС. Бывает, что заправщик задумался, отвлекся, спутал шланги. В этом случае ездить на неправильном топливе категорически нельзя. Под угрозой повреждения могут оказаться лямбда-зонд, катализатор, форсунки, свечи зажигания.

В любом случае оператор должен прочитать табличку на внутренней стороне лючка, где прописано рекомендованное топливо. Если он этого не сделал, то можно смело требовать бесплатного слива топлива и заправки другой, правильной партии.

Если работники АЗС не реагируют, то требуйте выдачи записи камер наружного наблюдения и составления акта о происшествии. Можно вызвать полицию и зафиксировать показания свидетелей, если таковые имеются.

Для возмещения ущерба необходимо обязательно сохранить чек, а также сделать фотоснимки машины у колонки. Затем можно вызвать эвакуатор и транспортировать автомобиль в сервис. Там необходимо провести экспертизу и составить акт выполненных работ. Все эти доказательства потом можно использовать в суде.


Вред от контрафакта

Бывает, что в бак заливается именно контрафактное или разбавленное топливо. В этом случае ничего не подозревающий водитель уезжает с АЗС и сталкивается с проблемами уже в пути. Обороты холостого хода «плавают», двигатель не тянет, динамика разгона ухудшается, а отклик на педаль газа вялый. При этом из трубы идет черный дым, окрашенный парами серы и недогоревшего топлива.

Большое количество свинца, металлосодержащих присадок и других лишних примесей в бензине может стать причиной повреждений мотора. Забиваются фильтры грубой и тонкой очистки, ломается лямбда-зонд, загрязняется или даже спекается катализатор.

Порой некачественный бензин АИ-95 изготавливают путем добавления к старой дешевой основе специальных добавок, повышающих октановое число. Замешивают их с нарушением рецептуры, из-за чего топливо не достигает нужной детонационной стойкости. Поэтому в моторе могут начаться разрушительные процессы преждевременного воспламенения горючей смеси. В итоге растет температура, поршни оплавляются, а на стенках возникают царапины и даже сколы из-за ударов юбок поршней.

Первый признак детонаций — это когда на высоких оборотах слышны металлические стуки в двигателе. Водители называют их «звоном пальцев».

Тогда необходимо остановиться и менять топливо. За канистрой нового бензина можно съездить на попутке или опять же вызывать эвакуатор. Если сохранился чек с АЗС, то можно вызвать проверяющие органы Ростандарта. Специалисты возьмут три пробы топлива. После заключения экспертизы можно предъявить иск к владельцам АЗС на возмещение причиненного автомобилю ущерба.


Как слить некачественное топливо?

В сервисе придется слить топливо и поменять топливный фильтр. На старых машинах эта процедура несложная. Достаточно засунуть шланг в бак и «грушей» прокачать часть бензина до канистры. Дальше он польется самотеком за счет эффекта сообщающихся сосудов.

В современных автомобилях это сделать сложнее, так как баки защищены клапанами, предотвращающими вытекание топлива при опрокидывании машины.

Поэтому некоторые мастера отсоединяют шланг бензонасоса и выводят его наружу. При активации зажигания насос выкачивает бензин в канистры. После смены топливного фильтра можно продолжать движение на новом бензине.