Шины дорожают, и автомобилисты ищут способы сэкономить. Многие покупают только два новых колеса, устанавливают их на ведущую ось, а на задней оставляют старые покрышки, которые еще проходят по нормативам. Другие же водители ставят впереди шипованную резину, а назад «липучки», уже поездившие несколько лет по дорогам. Можно ли так поступать?

Впереди не то, что сзади

Не всегда водителям удается подобрать к старому комплекту подходящую пару колес. Шинные компании изготавливают модели колес ограниченное время и лет через пять меняют ассортимент. Поэтому найти в магазинах в точности такую же резину очень трудно. Приходится покупать новый комплект вместе с «запаской» или приобретать две покрышки, чтобы смонтировать их вперед на ведущую ось. Это не рекомендуется, но и не запрещено, если шины близки по характеристикам.

Определяет нормативы эксплуатации шин базовый документ под названием «Перечень неисправностей и условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Он является приложением к Правилам дорожного движения (ПДД) и напрямую связан с Кодексом об административных правонарушений (КоАП РФ).

Пункт 5.5. определяет, что запрещается эксплуатировать машину, «если на одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины».

Другими словами, на машину разные колеса устанавливать можно, но лишь в том случае, если они будут находиться на разных осях. А вот монтировать их на одну ось строго запрещено. В этом случае наблюдаются несимметричные усилия при торможении. Правое колесо ввиду иного протектора тормозит по-другому, нежели левое, из-за чего автомобиль испытывает разворачивающий эффект, нарушается управляемость транспортного средства. В этом случае возможно возникновение аварийной ситуации.

Когда разные колеса стоят на противоположных осях, то есть спереди и сзади, ездить на автомобиле правила не запрещают. В этом случае разворачивающего момента уже не наблюдается.

Тем самым, при установке новых колес на старую машину можно купить только две покрышки и установить их вместо поврежденных старых на одну ось, к примеру вперед в качестве ведущих. Ну а старые колеса на задней оси с еще не истершимся протектором вполне смогут справиться с возникающими там нагрузками. Хотя такой подход и не рекомендуется из-за снижения сцепных свойств колес вследствие естественного износа. Машину может занести на скольской дороге во время совершения резких маневров. Иногда задняя ось начинает скользить в колее, мечется, подруливает из-за чего возникают паразитные колебания и развивается занос кормы. Возникает риск аварии.

С шипами только одинаковые

Однако разрешение использовать разные колеса на разных осях не работает в отношении шипованных колес. Пункт 5.5. имеет отдельную пометку, что эксплуатация запрещена, когда «на транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины».

Если водитель купит два новых шипованных колеса и поставит их на ведущую переднюю ось, а назад установит старые «липучки», то ездить на автомобиле уже нельзя.

Причиной тому разница в поведении резины на скользкой поверхности. «Липучки» крайне плохо цепляются за укатанный снег или лед. В повороте они плохо держат дорогу, и автомобиль может резко потерять управляемость. Вывести его из заноса в гололед трудно.

Если водитель не станет исполнять это требование, сотрудники ГИБДД вправе применить нормы административного воздействия. В соответствии со статьей 12.5 КоАП РФ, «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

Поэтому шипованная резина должна стоять на всех колесах или не стоять вовсе. Так же запрещено ставить новые «шиповки» вместе со старыми, потому как старая резина уже через три года эксплуатации теряет шипы и фактически превращается в нешипованную. Ее характеристики резко отличаются от тех, что есть у новых «шиповок».