По мере общего расширения дорожной сети с качественным покрытием наметилась тенденция называть внедорожниками любые автомобили с более-менее увеличенным дорожным просветом и приводом на обе оси.
Даже если этот привод реально весьма условен, геометрия нижней части кузова не рассчитана на контакты с поверхностью, рама отсутствует, а кузов не обладает прочностью, обеспечивающей его сохранность при постоянных ударных и изгибающим нагрузкам. Доля реально приспособленных машин снижается, поэтому выделить самые стойкие несложно.
Заполнить рыночную нишу рабочих лошадок бездорожья пытались многие фирмы. Но часто это ограничивается только отдельными моделями. Поэтому лучшими стоит считать не конкретные автомобили, а целые семейства на примерно общей платформе. Это гарантирует, что производитель действительно подошёл к вопросу со всей серьёзностью.
УАЗы, Хантер и Патриот
Происхождение этих машин от армейских артиллерийских тягачей семейства 469 уже говорит о многом. Основные технические решения перенесены оттуда. А УАЗ-469 был предназначен именно для постоянной эксплуатации в самых тяжёлых условиях.
Все характерные черты истинного внедорожника здесь присутствуют. Явными можно считать прочные неразрезные мосты, швеллерную раму лестничного типа, трансмиссию с жёстко подключаемым карданным приводом переднего моста и понижающей передачей. Из того, что снаружи не видно, следует отметить огромное количество испытаний шасси, в том числе и проведённых в СССР с участием военных представителей. Относительно низкие цены, обеспеченность ремонтной базой и широкая распространённость тоже чрезвычайно важны при эксплуатации в глубинке.
Тойота, пикапы и джипы на их базе
Компания давно и успешно работает в направлении создания машин, способных трудиться при отсутствии дорог. Базовый пикап Хайлакс имеет репутацию неубиваемой машины. Здесь та же рамная конструкция, хотя передняя подвеска в угоду комфорту и управляемости уже выполнена по двухрычажной независимой схеме. Но это достаточно спорный вопрос, считать ли такое решение недостатком.
Всё остальное прочно и бескомпромиссно. Надёжность, долговечность, прочность и проходимость подтверждены многолетней эксплуатацией. А дизельные двигатели обеспечивают нужную таким машинам экономичность, чего остро не хватает УАЗам.
Мицубиси L200 и Паджеро Спорт
Машины MMC всегда немного проигрывали своим знаменитым конкурентам от Тойоты, хотя в реальности мало в чём им уступают. Впечатляют возможности трансмиссии, схема Super Select, дополняемая блокируемым задним дифференциалом стала классикой для внедорожников. Могучим рычагам подвески и несгибаемому заднему мосту типа «банджо» ничего не страшно на бездорожье. При этом машины комфортабельны, хорошо отделаны и снабжены всем необходимым для безопасности и удобства при длительной езде.