Советы могут показаться весьма банальными для тех, кто учился в автошколе, но в то же время весьма ценны.

Две основные проблемы дождя и ливня – это ухудшение видимости и ухудшение сцепления с дорогой.

  • Про то, что дворники должны работать и хорошо очищать стекло, думаю, говорить смысла нет. Это и так понятно. Если ливень настолько сильный, что дворники не справляются, то лучше остановиться на обочине и включить аварийку. Обычно такие ливни не бывают долгими и безопаснее переждать пик наваждения, а когда дождь немного стихнет, ехать дальше.
  • Надо позаботиться о том, чтобы вас видели. ДХО в этом плане плохой помощник, потому что у большинства машин в режиме ДХО не работают задние габариты. Поэтому включаем ближний свет. А если видимость совсем плохая, то включаем ещё и задние противотуманки (главное – не забыть их отключить, когда видимость улучшится, потому что они будут слепить тех, кто едет сзади). Включать передние противотуманки особого смысла нет. Более того, у машин, в противотуманках которых стоят обычные лампочки, а не светодиоды, противотуманки от перепада температур любят лопаться.
  • Если стекла внутри машины запотевают, то включаем кондиционер и направляем поток воздуха на стекло. Кондиционер быстро просушит воздух и все будет хорошо. С запотеванием заднего стекла и мокрыми боковыми зеркалами надо бороться включением обогревов.
  • Теперь поговорим про сцепление с дорогой. Запоминаем главное – чем глубже протектор, тем больше воды он отводит из пятна контакта шины и дороги. Если резина уже старенькая, протектора осталась примерно половина или меньше, сцепление машины уменьшается примерно на две трети.
  • Главное правило езды в дождь – снижение скорости и увеличение дистанции. Первое правило позволит минимизировать риск аквапланирования, второе – вовремя остановиться.
  • Самое опасное время – это первые минуты после начала дождя. Причем, чем слабее дождь, тем дольше длится этот опасный период. Даже на сухом асфальте есть пятна технических жидкостей, налет остатков нефтепродуктов, пыль, грязь. В дождь это все размокает и становится очень скользким. Асфальт кажется ещё сухим, но на самом деле он гораздо более сколький, чем был 5 минут назад. В ливень вся эта грязь и пыль смывается довольно быстро, буквально за 5 минут, а вот в мелкий дождь дорога может оставаться крайне скользкой очень долго.
  • Как бы не хотелось устроить фонтан из брызг, лужи лучше объезжать, стараться пропускать между колес или тормозить перед ними. Во-первых, резкий въезд в лужу – это очень высокая вероятность потерять управление или получить занос, аквапланирование. Во-вторых, под лужами могут быть ямы, и открытые колодезные люки (даже в Москве такое бывает, не говоря уже про регионы). В-третьих, въезд в лужу, у которой не знаешь глубину – это риск получить гидроудар и отправить мотор в капремонт.
  • Если машина начала аквапланировать, худшее, что можно сделать, это резко нажимать на педали или крутить рулем. Правильней всего плавно убрать ногу с педали газа, крепко держать руль прямо и очень плавно нажимать на тормоз.
  • Ещё одна неприятность, которая часто встречается на российских дорогах – это колеи в асфальте, в которых текут ручьи. В такой колее “всплыть” проще простого, поэтому лучше смещаться чуть в сторону, чтобы колеса не попадали в колею. Надо помнить о колеях и при перестроениях и обгонах. Резкое попадание колес в лужу или колею на раз-два поднимает машину и делает её неуправляемой. Особенно, как я уже говорил, на несвежих шинах с неглубоким протектором.
  • Ещё одна опасность – грузовики, автобусы и встречные машины. Они не церемонятся при проезде луж и поднимают огромные фонтаны воды в разные стороны, которые окатывают машину с ног до головы. В принципе ничего страшного в этом, но к этому надо быть готовым и не пугаться. Лучше заранее предвидеть такие ситуации, включать дворники на максимальную скорость и быть готовым, что сейчас вода полетит вам “в лицо”.
  • Часто ливни сопровождаются шквалистым ветром, поэтому надо быть готовым, что машину может уводить при порывах ветра, что на дорогу могут упасть ветки, какой-то крупный мусор, а то и деревья с дорожными знаками и кровлей.
  • И не забываем просушивать тормоза, чтобы в случае необходимости их эффективность была, какой и должна быть. Для этого после проезда луж несколько раз нажимаем на тормоз.