Силовой агрегат является сердцем любого современного автомобиля. Именно он влияет на то, каким машина будет по характеру и именно на него, в первую очередь, обращают внимание автолюбители. Причем большая часть внимания приходится на машины, которые имеют надежные моторы.

Но мало кто понимает, что даже самые выносливые движки могут, порой, достаточно быстро выходить из строя, требуя замены на контракт либо капитального ремонта. Почему так происходит? Вот, об этом мы сегодня с вами и поговорим. Ниже я приведу несколько факторов и действий со стороны водителя, которые серьезно укорачивают срок службы многих движков. Итак, смотрим.

Эксплуатация при очень низких температурах воздуха

Увы, но для нашей страны использование машины при сильных морозах редкостью не является, ибо даже в средней полосе России зимой мороз легко опускается ниже -25 градусов и, вроде как, мы этом считаем нормой. Но ведь, не забывайте, что еще существуют и северные регионы – Крайний Север, Заполярье и так далее. В таких местах вполне привычной является температура от -35 до -45 градусов. Причем, порой доходит и до того, что температура опускается даже ниже -50 градусов.

Согласитесь, что это экстремальные условия не только для машины, но и вообще, для всего живого и человека – в том числе. Это самая настоящая родина Деда Мороза и там царит вечная мерзлота. Однако именно северянам, как никому другому в России, требуется наличие личного транспорта, ибо общественный там, попросту, себя никак зарекомендовать не способен – начать следует, хотя бы, с того, что долгое пребывание на улице при -40 уже, само по себе, является для человека вредным. А для России – в порядке вещей дожидаться того же автобуса и маршрутки десятками минут.

В связи с этим, на Севере многие имеют собственные автомобили. Ну и, как вы понимаете, страдают эти самые машинки там достаточно сильно, ведь условия эксплуатация, иначе, как экстремальными, назвать сложно. Впрочем, в моей статье речь идет именно о ресурсе двигателя и я буду говорить, чем способны губить его низкие температуры воздуха.

Во-первых, стоит отметить, так называемый холодный пуск двигателя при сильном морозе – это, когда вы запускаете непрогретый двигатель. Понятное дело, что где-нибудь в Якутии, при -45 градусов, без дополнительного обогрева либо вне отапливаемого помещения вы просто на заведет движок. Это связано с тем, что масло загустеет до такой степени, что внутренности мотора попросту с места не сдвинутся и мощности стартера для этого не хватит. К тому же, и аккумуляторная батарея быстро сядет. Поэтому, варианты пуска при эксплуатации машины на Крайнем Севере весьма специфичные.

Но вот, где-нибудь в Сибири или в Европейской части России, температура зимой, вполне, может держаться на протяжении пары недель от -28 до -35 градусов. В таком случае вовсе необязательно оставлять мотор на всю ночь работающим, как это делают истинные северяне. Достаточно лишь прогревать его перед ночным простоем автомобиля, чтобы потом аккумулятор и стартер смогли приводить в движение ДВС.

Безусловно, в движение-то вы двигатель приведете, да вот, только вредно ему даже при таких температурах заводиться. Опять же, все дело в очень вязком масле – пока мотор не разогреется до своей рабочей температуры, вязкое масло способствует повышенному трению деталей, что ускоряет их износ. При всем при этом, при сильных морозах ДВС на свою рабочую температуру выходит крайне медленно, а значит, что износ гарантирован.

Кроме этого, при сильных морозах может быть нежелательно и движение машины. Опять же, если брать опыт северян-автомобилистов, то они всячески утепляют моторное отделение, а перед радиатором вперед ставят картон или другой изоляционный материал. Все это нужно для того, чтобы предотвратить высокую теплоотдачу мотора. Наверное, вы замечали зимой, что порой стрелка температуры охлаждающей жидкости двигателя идет вниз, когда вы едете в сильной мороз – это и есть потеря двигателем тепла. Но чем это опасно?

Что ж, когда мотор, даже при работе, начинает остывать постепенно, то масло в нем становится все более вязким. В результате, создается повышенное трения между деталями, да и расход топлива повышается. Более того, если мотор критически остынет, то возможен и его клин – опять же, нетрудно догадаться, по какой причине.

Поэтому, в любом случае знайте, что эксплуатация автомобиля при температуре ниже -30 градусов не может положительно сказываться на ресурсе силового агрегата.

Неправильный подбор моторного масла

Масло – это одна из важнейших технических жидкостей для двигателя. Поэтому к его выбору и подбору стоит относиться крайне внимательно. Ни для кого не секрет, что существуют минеральные, полусинтетические и синтетические масла. Кроме того, есть еще и огромное количество вариаций вязкости масла.

Связка тип и вязкость масла крайне важны для эксплуатации силового агрегата и в этом вопросе я бы советовал самостоятельно не экспериментировать, а отдавать предпочтения только таким маслам, которые рекомендует сам автопроизводитель. В противном случае, велик риск выбрать неверную комбинацию для эксплуатации, что незамедлительно скажется и на самом расходе масла, и на образовании нежелательных вредных отложений в моторе, и на его сроке службы.

В принципе, совет достаточно простой и примитивный, но многие его игнорируют, стремясь сэкономить при замене моторного масла. Между тем, не пренебрегайте им, ибо в будущем придется столкнуться с самыми нежелательными последствиями.

Долгие интервалы замены масла

Существует мнение, что в странах Западной Европы моторное масло в двигателе можно не менять, вплоть, до 30 000 километров. То есть, замена проводится один раз в 20-30 тысяч километров. Для российского автолюбителя подобные интервалы кажутся из разряда фантастики. Но в принципе, это правда.

Европейцы могут себе это позволить по тем простым причинам, что топливо у них высокого качества. Кроме того, там люди не привыкли экономить на расходниках и комплектующих при обслуживании (уровень доходов это с легкостью позволяет). При этом, в Европе, в большинстве своем, крайне благоприятные климатические условия, развитая сеть автобанов, которые позволяют миновать города с их пробками, а также усиленный контроль за техническим осмотром автомобилей. Иными словами, где-то европейским автомобилистам помогают поддерживать авто в хорошем состоянии, реже менять моторное масло условия проживания, а где-то – строгие меры, которые предпринимаются со стороны властей.

Впрочем, как бы там ни было, ориентировать на европейцев россиянам, уж точно, не стоит. В принципе, я уже обозначил, почему. Однако, хочу разобрать это все более подробно.

Во-первых, у нас бензин на многих АЗС представляет из себя нечто, что трудно охарактеризовать высоким качеством. В результате, некачественное топливо негативно влияет на топливную систему, систему впрыска и зажигания, а также на состояние каталитических нейтрализаторов. Последние разрушаются и на современных машинах это может спровоцировать образование задиров на стенках цилиндров – керамическая пыль от катализаторов проникает в камеры сгорания через EGR. Кроме того, от плохого топлива в моторе появляется нагар и может возникнуть детонация, и ожидать от всего этого хорошего, также, не приходится.

Во-вторых, климат. Во многих регионах нашей страны он очень суровый. Но я повторяться не хочу, ибо все описывал уже выше.

В-третьих, условия эксплуатации другие у нас. В городах, особенно, в крупных очень большие пробки порой, бывают, а это вынуждает движок постоянно работать на низких оборотах, из-за чего происходит его закоксовка и отложение шлаков внутри.

Ну и, в-четвертых, нужно понимать, что расходники и комплектующие для ТО, обслуживания в России – под большим вопросом. Вопрос заключается не столько в их доступности, сколько в качестве. В настоящее время, развелось очень много контрафактных деталей, из-за чего говорить о долгом их сроке службы не приходится.

При этом подделывают мошенники, также, и моторное масло. В результате, в поддельном масле не содержится всех тех свойств, что в оригинале, а это значит, что стоит ожидать преждевременной порчи компонентов ДВС.

Поэтому оптимальным вариантом считается замена масла вместе с фильтрами один раз в 7-10 тысяч километров. Если условия эксплуатации автомобиля не слишком жесткие, то можно позволить себе увеличить интервал ТО и до 15-ти тысяч километров, но никак не больше. Впрочем, некоторые автомобилисты умудряются ездить десятками тысяч километров на старом масле – когда автослесари его сливают, то ничего, кроме грязной гущи не наблюдают. Стоит ли говорить о том, что она крайне вредна для мотора?

Ускоренные прогревы

Прежде, чем перейти к теме ускоренных прогревов, мне бы хотелось упомянуть тех, кто мотор, вообще, прогревать перед поездкой не привык. Ну, есть такие автолюбители. Им внушили экологи и производители, что современный силовой агрегат не нуждается в прогреве – дескать, это сокращает выброс вредных веществ в атмосферу и повышает топливную экономичность на первых километрах движения автомобиля.


Однако масло на непрогретом моторе достаточно вязкое и я уже, в принципе, выше писал, чем это для двигателя чревато. Поэтому, и тут повторяться не буду. Вкратце, мораль такова – надо греть, без вариантов.


Однако, греют мотор автолюбители по-разному. Кто-то считает, что достаточно минуты для того, чтобы масло растеклось по мотору, а потом можно начинать движение, ведь на повышенных оборотах оно прогревается быстрее.

Другие же, глубоко убеждены в том, что прогревать мотор нужно до тех пор, пока стрелка охлаждающей жидкости не достигнет температуры в 85-90 градусов. Впрочем, есть мнение, и справедливое, что это уже очень долго и может пойти мотору, скорее, во вред, ибо в нем потихоньку начинает образовываться нагар.

Таким образом, оптимальным вариантом является прогрев двигателя до того момента, как стрелка охлаждающей жидкости начнет движение вверх – именно тогда масло стало уже достаточно теплым и его вязкость оптимальна. Но люди, все же, привыкли придерживаться ускоренного прогрева – пару минут постояли, стрелка еще с места не сдвинулась, а они уже поехали, причем, иногда активно, подвергая мотор работе на высоких оборотах. В таком случае, мы повышаем и повышенное трение между деталями, и износ масляного насоса. Поэтому последствия просчитать не сложно – уже в обозримом будущем.