В Советском Союзе работала довольно сложная система покупки личного автомобиля. По крайней мере, на позднем этапе истории страны.
При этом накопить на машину было вполне реально, даже если вы начинающий рабочий на заводе.
Например, в 80-е году Жигули разных моделей стоили от 6 до 10 тысяч рублей. При суммарном семейном доходе в 200-300 рублей накопить на железного коня модно было за несколько лет.
Другое дело, что так просто его не купишь. По крайней мере, после 60-х годов, когда доходы населения заметно выросли и очереди на автомобили стали всё длиннее и длиннее. Тогда чиновники придумали хитрую схему.
Несколько автомобилей отписывали каждому предприятию, а тамошнее руководство уже решало, кому из сотрудников выдать заветный личный транспорт. Чтобы получить своё место в этой очереди, нужно было написать заявление в профсоюз.
Поскольку машин всегда выделялось в разы меньше, чем желающих их получить, то от момента подачи заявления и до получения новенькой «копейки» или «шестёрки», мог пройти год, пять или даже десять лет.
Более того, не было никаких гарантий, что вы получите автомобиль именно той модели, которую указали в заявлении.
Сплошь и рядом встречаю случаи, когда заявитель хотел «пятёрку», а получал «копейку». В конце концов, во время непосредственного получения автомобиля, счастливый владелец даже не обращал внимания на царапины или сколы.
А такое, тоже встречалось нередко. И людей можно понять. Если откажешься из-за какой-нибудь мелкого огреха сейчас, сколько ещё лет придётся ждать второго шанса?
Вполне логично, что при такой сложной и неудобной системе, в стране бурным цветом жил чёрный рынок. Впрочем, простым смертным попасть туда было тяжело. Всё-таки, уголовное преступление как никак, поэтому из-под полы машины продавали только своим.
Но какие там были наценки! Если в 1980 году новый ГАЗ-24 «Волга» официально стоил 9 513 рублей, то в «серой» зоне за него могли попросить 20-25 тысяч. А Москвич-2140 оценивали в 13-15 тысяч, при государственной цене в 6 865 рублей.
Если что, «белые» цены я взял из рекламного буклета для магазинов «Берёзка».
Продавали обходным путём и запчасти. Мне удалось найти воспоминания очевидцев тех лет, когда за крестовину платили по 25 рублей, вместо положенной суммы в 3,5 рублей. Такой торговлей промышляли работники складов запчастей и самих заводов, где выпускали детали.
Представляете, сколько зарабатывали эти люди помимо своей официальной зарплаты? Вот только навряд ли они могли потратить хотя бы часть своего состояния, не вызвав при этом подозрений.