В интернете немало статей с заголовком, подобным этому, добрая половина из них является завуалированной рекламой той или иной машины. Автор не ставит себе задачи доказать, что одна из перечисленных ниже машин является лучшей, а лишь выражает свое мнение.

Говоря о России, нельзя не отметить, что изрядная часть населения проживает в крупных городах и ездит по неплохим дорогам. Однако страна большая, и для более правильного восприятия, по мнению автора, нужно рассматривать ситуацию, когда вы проживаете в городе с населением до 100 тысяч человек. При этом часть улиц частного сектора не имеют асфальтного покрытия, да и ближайшие окрестности изобилуют «натоптанными» дорогами.

В общем, речь пойдет о сценариях использования, когда кроссовер это не только модно, но и действительно необходимо.

Сразу бы хотелось отметить, что в статье не будет Лады 4х4 и УАЗа: эти машины всем хорошо известны.

А начать бы хотелось с двух бюджетных вариантов. И первым является Renault Sandero Stepway. Это компактная (4-х метровая) бюджетная машина с заявленным клиренсом в 195 мм. Хоть немецкая служба технадзора причислила ее не к самым надежным авто, отзывы говорят об обратном. Стоит отметить, что надежность в случае с Sandero Stepway достигается не каким-то особым качеством сборки или материалов, а максимальной простотой во всем. Машина не изобилует сложными технологическими решениями – грубо говоря, ломаться там особо и нечему.

Слегка задумчивая, старенькая 4-х ступенчатая автоматическая коробка, атмосферный движок, на который раньше давали гарантию в 250 тысяч, а ресурс предполагал 400-450 тысяч км. Цифры дикие для современных машин. Простая, но надежная подвеска. В общем, неприхотливый автомобиль, который не блещет характеристиками, но будет многие годы терпеть и ямы в асфальте и грунтовки.

Альтернативой является Лада Веста, при этом, по мнению автора, самой удачной версией является универсал – Веста СВ Кросс. В какой-то степени машину можно назвать несколько более крупной и современной версией Сандеро. Хороший дорожный просвет в 20 см позволит не переживать о том, как не зацепить «пузом» ту или иную кочку. У машины, как и любого бюджетника, есть слабые места, но поголовных проблем с основными компонентами нет. В остальном, пожалуй, самая симпатичная и одна из самых практичных машин АвтоВАЗа.

Впрочем, если вы понимаете, что переднего привода для ваших реалий маловато, и этот самый полный привод нужен не только для того, чтобы пару раз в году проехать по неочищенному снегу, стоит обратить внимание на Renault Duster. Кроссовер изрядно устарел, и его следовало бы обновить, что уже произошло во многих странах, но сложно отрицать, что это весьма практичная машина. Renault Duster обладает лучшей геометрической проходимостью в классе (не считая Ниву) и не худшей системой полного привода. По сути, один из лучших вариантов для среднестатистической российской грунтовой дороги. Нельзя не отметить и приятный на фоне конкурентов ценник. Впрочем, стоит понимать, что на роль городского кроссовера есть претенденты получше. Дастер стоит брать, если вы часто сталкиваетесь с грунтовками.

А вот подборка кроссоверов подороже, вероятно, вызовет некоторые споры, но опять-таки, это сугубо мнение автора.

Если нужен крупный и современный автомобиль, китаец Haval F7 может стать неплохим решением. Однако при условии, что вы покупаете его по акции, спецпрограмме и тд. По отзывам цену можно изрядно скосить. Со своим полным ценником машина менее привлекательна. В целом, машина, вероятно, не станет образцом надежности, но это уже и не тот Китай, который сыпался и гнил. Как часто бывает, модель подкупает тем, что предлагают много за меньший, чем у конкурентов, ценник. Естественно, стоит смотреть в сторону полноприводного решения.

Еще одним вариантом может стать KIA Sportage. Классическая связка атмосферника и автомата, интересный дизайн. Однако за последние полгода машина подорожала, брать ее на переднем приводе за 1.5 миллиона автор особого смысла не видит, а, добавив относительно небольшую сумму к ценнику полноприводной версии, можно взять машину поинтереснее.

Ну и, собственно, верхний (не премиальный) ценовой диапазон. В эту категорию автор поместил кроссовер Mazda CX-5 и Mitsubishi Outlander. Обе машины можно назвать весьма надежными, проверенными временем решениями с понятными моторами и коробками. Правда, в случае с Mitsubishi Outlander за версию с классическим автоматом нужно будет хорошо доплатить, впрочем, и вариатор на этой модели живет более-менее.

Опережая критику – автор не фанат японцев и хорошо относится к VAG: у того же Volkswagen Tiguan полный привод лучше, чем у предложенных моделей. Однако Tiguan предстает больше городским авто, способным время от времени забираться в дебри, а вот в условиях эксплуатации, когда грунтовки встречаются достаточно часто, автор больше доверяет менее инновационным японцам.