Наверное, практически каждый автомобилист хоть раз был остановлен инспектором ГИБДД. И наверняка многим приходила в голову мысль “а сколько они будут меня тут держать?”.

Тема для данной статьи родилась в голове как-то сама собой, но поводом было опоздание на встречу моего товарища. Которого по пути ко мне остановил экипаж ДПС и продержал довольно долго – остановлено было сразу несколько машин. Мне самому стало интересно и я решил разобраться – а регламентируется ли все это законодательно? Да, я как и большинство начинаю добросовестно изучать юриспруденцию только когда “что-то случилось”, а не заранее 🙂 В результате порылся в законодательстве, пообщался со знакомыми “людьми в погонах” и для полной ясности еще и со знакомыми “людьми в мантиях”. И вот мое больное воображение мне подсказало, что, наверное, данная информация будет полезна не только мне самому, но и читателям данного канала – ведь если вы сюда зашли, а тем более если вы являетесь подписчиком – значит данная тема для вас не безразлична.

Если кратко – насколько я понял из “теории” и “практики” (общение с сотрудниками соответствующей структуры) – четко время остановки транспортного средства как бы не регламентируется. Единственное, на что явно указывает ряд пунктов – оно должно быть возможно минимальным. Вообще, как можно меньше времени требуется тратить на все процедуры – время остановки в целом, заполнение протокола, необходимые проверки – все должно быть сделано максимально быстро. В административном регламенте, п. 89 – сказано, что сотрудник ГИБДД должен СРАЗУ подойти к автомобилю, который он остановил. Т.е. с точки зрения регламента недопустима довольно часто наблюдаемая (во всяком случае мной) картина, когда экипаж из 2-х сотрудников остановил и поставил на обочину 5-6 автомобилей и вот один из них сидит в служебной машине, а второй подходит по очереди к остановленным. Остальные (остановленные) в это время сидят и ждут своей очереди.

Далее – сотрудник ГИБДД должен, подойдя к машине (напомню – СРАЗУ после остановки 🙂 ) представиться и назвать звание и должность. Ну и сообщить причину остановки. Служебное удостоверение он предъявлять сразу при этом не обязан, но по вашему требованию – должен это сделать.

Возникает вопрос – а если остановили и долго никто не подходит? Собственно, есть два варианта. Либо проявить инициативу и подойти самому, либо еще немного подождать и просто уехать 🙂 Однако вариант “просто уехать” вероятнее всего повлечет за собой вполне понятные последствия. Поэтому факт того, что вы остановились по требованию, и к вам действительно долго никто не подходил (ну, минут 10 и более) – вы должны зафиксировать на видео. Но на практике смысла в этом особого нет. Потому что если уж инспектор решил по какой-либо причине вас остановить, значит он рассчитывает что-то проверить. И как только вы начнете движение – последует взмах жезлом, юридически это снова будет считаться остановкой и отсчет времени пойдет снова. Только вот недопонимание с инспектором вы уже скорее всего получите. И останавливать вас таким образом он может сколько угодно.

Далее – проверка документов. Время опять же никак не регламентировано законодательно, однако п. 91 административного регламента говорит нам о том, что все дальнейшие действия инспектора должны проходить в соответствии с законодательством РФ. Там еще есть пространный намек на один из ФЗ, но проще говоря получается так, что инспектор ДПС должен как можно быстрее проверить документы и если вы ничего не нарушили – отпустить вас.

Время для составления протокола или постановления – не буду ссылаться на статьи регламента, но и тут все довольно пространно. Время никак не ограничивается, только сказано, что сотрудник не вправе умышленно тянуть время и т.д. И если у вас есть подозрение в том, что вот как раз именно в вашем случае инспектор специально затягивает процедуру – вы можете, в теории, подать жалобу. Либо вышестоящему руководству сотрудника, либо в прокуратуру по месту совершения правонарушения. Жалоба подается в свободной форме. Однако на практике это не работает от слова совсем 🙂 Через определенное время вам просто придет официальная отписка из ГИБДД или прокуратуры. Из нее вы узнаете, что согласно вашему обращению была проведена служебная проверка и к виновному были применены дисциплинарные меры. Как говорят знакомые сотрудники – по факту никто никогда не разбирается и тем более не наказывает. Даже на беседу не вызывают – просто при получении подобной жалобы секретарю дается задание отправить официальный ответ. Берется уже готовая “рыба”, в нее заносятся необходимые данные (даты, фамилии и прочее), начальство подписывает это не глядя и далее бумага почтой высылается жалующемуся гражданину. Ну, это у нас много где так работает 🙂

В итоге ситуация как бы и прояснилась, и как бы нет 🙂 Получается, что сотрудникам ГИБДД предписано как можно меньше времени тратить на все процедуры, и все их действия должны быть выполнены максимально быстро – остановка, проверка, составление протокола. Но при этом ни одна из процедур четкого ограничения по времени не имеет. И по факту вас можно “мариновать” условно до бесконечности. Вы можете потом на это пожаловаться – но результата не будет, о чем я уже написал выше.

Удачи всем!