Наверное, практически каждый автомобилист хоть раз был остановлен инспектором ГИБДД. И наверняка многим приходила в голову мысль «а сколько они будут меня тут держать?».

Тема для данной статьи родилась в голове как-то сама собой, но поводом было опоздание на встречу моего товарища. Которого по пути ко мне остановил экипаж ДПС и продержал довольно долго — остановлено было сразу несколько машин. Мне самому стало интересно и я решил разобраться — а регламентируется ли все это законодательно? Да, я как и большинство начинаю добросовестно изучать юриспруденцию только когда «что-то случилось», а не заранее 🙂 В результате порылся в законодательстве, пообщался со знакомыми «людьми в погонах» и для полной ясности еще и со знакомыми «людьми в мантиях». И вот мое больное воображение мне подсказало, что, наверное, данная информация будет полезна не только мне самому, но и читателям данного канала — ведь если вы сюда зашли, а тем более если вы являетесь подписчиком — значит данная тема для вас не безразлична.

Если кратко — насколько я понял из «теории» и «практики» (общение с сотрудниками соответствующей структуры) — четко время остановки транспортного средства как бы не регламентируется. Единственное, на что явно указывает ряд пунктов — оно должно быть возможно минимальным. Вообще, как можно меньше времени требуется тратить на все процедуры — время остановки в целом, заполнение протокола, необходимые проверки — все должно быть сделано максимально быстро. В административном регламенте, п. 89 — сказано, что сотрудник ГИБДД должен СРАЗУ подойти к автомобилю, который он остановил. Т.е. с точки зрения регламента недопустима довольно часто наблюдаемая (во всяком случае мной) картина, когда экипаж из 2-х сотрудников остановил и поставил на обочину 5-6 автомобилей и вот один из них сидит в служебной машине, а второй подходит по очереди к остановленным. Остальные (остановленные) в это время сидят и ждут своей очереди.

Далее — сотрудник ГИБДД должен, подойдя к машине (напомню — СРАЗУ после остановки 🙂 ) представиться и назвать звание и должность. Ну и сообщить причину остановки. Служебное удостоверение он предъявлять сразу при этом не обязан, но по вашему требованию — должен это сделать.

Возникает вопрос — а если остановили и долго никто не подходит? Собственно, есть два варианта. Либо проявить инициативу и подойти самому, либо еще немного подождать и просто уехать 🙂 Однако вариант «просто уехать» вероятнее всего повлечет за собой вполне понятные последствия. Поэтому факт того, что вы остановились по требованию, и к вам действительно долго никто не подходил (ну, минут 10 и более) — вы должны зафиксировать на видео. Но на практике смысла в этом особого нет. Потому что если уж инспектор решил по какой-либо причине вас остановить, значит он рассчитывает что-то проверить. И как только вы начнете движение — последует взмах жезлом, юридически это снова будет считаться остановкой и отсчет времени пойдет снова. Только вот недопонимание с инспектором вы уже скорее всего получите. И останавливать вас таким образом он может сколько угодно.

Далее — проверка документов. Время опять же никак не регламентировано законодательно, однако п. 91 административного регламента говорит нам о том, что все дальнейшие действия инспектора должны проходить в соответствии с законодательством РФ. Там еще есть пространный намек на один из ФЗ, но проще говоря получается так, что инспектор ДПС должен как можно быстрее проверить документы и если вы ничего не нарушили — отпустить вас.

Время для составления протокола или постановления — не буду ссылаться на статьи регламента, но и тут все довольно пространно. Время никак не ограничивается, только сказано, что сотрудник не вправе умышленно тянуть время и т.д. И если у вас есть подозрение в том, что вот как раз именно в вашем случае инспектор специально затягивает процедуру — вы можете, в теории, подать жалобу. Либо вышестоящему руководству сотрудника, либо в прокуратуру по месту совершения правонарушения. Жалоба подается в свободной форме. Однако на практике это не работает от слова совсем 🙂 Через определенное время вам просто придет официальная отписка из ГИБДД или прокуратуры. Из нее вы узнаете, что согласно вашему обращению была проведена служебная проверка и к виновному были применены дисциплинарные меры. Как говорят знакомые сотрудники — по факту никто никогда не разбирается и тем более не наказывает. Даже на беседу не вызывают — просто при получении подобной жалобы секретарю дается задание отправить официальный ответ. Берется уже готовая «рыба», в нее заносятся необходимые данные (даты, фамилии и прочее), начальство подписывает это не глядя и далее бумага почтой высылается жалующемуся гражданину. Ну, это у нас много где так работает 🙂

В итоге ситуация как бы и прояснилась, и как бы нет 🙂 Получается, что сотрудникам ГИБДД предписано как можно меньше времени тратить на все процедуры, и все их действия должны быть выполнены максимально быстро — остановка, проверка, составление протокола. Но при этом ни одна из процедур четкого ограничения по времени не имеет. И по факту вас можно «мариновать» условно до бесконечности. Вы можете потом на это пожаловаться — но результата не будет, о чем я уже написал выше.

Удачи всем!