Автомобилисты нередко встречаются с ситуацией, когда в их автомобилях срабатывает желтая лампа недостатка смазывающей жидкости. Некоторые сразу бегут в магазин, покупают небольшую канистру и доливают необходимое количество.

Однако многие просто игнорируют предупреждение и продолжают ездить как есть. Как долго можно продолжать так и какой пробег в условиях масляного голодания некритичен для двигателя?

Желтая лампа

Масляное голодание критично для двигателя. Снижается защита трущихся поверхностей, рабочие детали без масляной пленки испытывают повышенный износ. Наиболее опасно масляное голодание для вкладышей и стенок цилиндров, а также для распредвала. Мотор начинает работать на износ. Однако если на приборной панели зажглась желтая лампа понижения уровня масла, это еще не повод вызывать эвакуатор.

Лампа желтого или белого цвета на приборной панели и надпись «Проверьте уровень масла» на экране бортового компьютера означают, что датчик зафиксировал снижение уровня смазывающей жидкости на 1 литр от минимального.

Для старых двигателей с древней системой смазки такое снижение действительно было критическим, и от шоферов требовалось постоянно проверять наличие смазывающей жидкости в двигателе и контролировать ее расход. Иначе масло переставало хорошо разбрызгиваться под действием валов. Сейчас на автомобили ставится масляный насос, который прокачивает масло по каналам смазки не только к коленвалу с поршнями, но и к механизму ГРМ, а также к механике турбонаддува. Масляный насос поддерживает необходимое давление для бесперебойной работы всей системы смазки.

Масло с запасом

Уровень масла в поддоне картера любого автомобиля всегда рассчитывается с запасом. Дело в том, что во время движения под уклон или по крупным неровностям кузов машины кренится и уровень масла в картере меняется. Трубка всасывающего приемника может оголиться и вобрать в систему воздух, что сразу приводит к локальным перегревам. Для предотвращения такого эффекта масла должно быть намного больше требуемого количества, что позволяет предотвратить его критическое разбрызгивание и дефицит.

Поэтому предупреждение о снижении уровня масла в картере не значит, что наблюдается его дефицит в системе смазки. Уровень снизился только в первоначальном резервуаре, и его необходимо пополнить во избежание возможного оголения маслоприемника.

Красная лампа

В исправном двигателе минимальное давление в системе смазки составляет 0,7-0,8 атм на холостом ходу и порядка 3-4,5 атм в режиме максимальной мощности. Оно падает, когда уровень масла опускается ниже критического, и маслоприемник всасывает газы и воздух из картера. Тогда появляются газовые пробки, давление снижается и срабатывает специальный датчик. На щитке приборов в этом случае загорится красная лампочка, запрещающая дальнейшее движение транспортного средства.

При недостаточном давлении масла наступает частичный разрыв масляной пленки в работающих деталях, что ведет к их быстрому износу. Езда с горящей красной лампой может привести к серьезным поломкам, среди которых — заклинивание распредвала клапанного механизма, повреждение турбонаддува, заклинивание коленчатого вала или поршней в цилиндрах в результате резкого роста температуры. В итоге иногда даже происходят разрушения стенок блока цилиндров.

В общем, после того как на панели приборов загорелась желтая лампочка снижения уровня масла, можно проехать еще около 200-300 километров. Правда, за этот пробег обязательно надо купить масла на долив и пополнить его уровень в картере.
Однако при резкой потере давления масла и активации красной лампы необходимо срочно остановиться и вызвать эвакуатор для транспортировки машины в сервис. Ездить с активированным красным предупреждением нельзя категорически, даже недалеко и недолго, из-за риска необратимых повреждений мотора.

При этом лампа может загораться даже при максимальном уровне масла. Иногда проверка щупом показывает, что жидкости достаточно, и некоторые водители успокаиваются и продолжают движение. Они совершают опасную ошибку, так как вышел из строя масляный насос, давление упало и смазывающая жидкость перестала циркулировать в системе.