Как известно, эксплуатация транспортного средства требует определенных знаний и смекалки. Увы, но в автошколах учат только тому, как водить автомобиль, а вот, все остальное ложится уже на плечи автовладельца и успешность эксплуатации будет зависеть исключительно от того, насколько грамотным и умелым является сам автомобилист.
Это, конечно, хорошо и есть нам всем, к чему стремиться. С другой стороны, есть и такие автолюбители, которых машина интересует исключительно, как средство передвижения и они не любят вникать в разного рода нюансы. Вот, от таких автолюбителей и стоит ожидать наибольших проблем. Ниже я бы хотел с вами поговорить о том, какие порой глупости совершают автовладельцы со своими машинами и при эксплуатации, а потом об этом горько жалеют. Впрочем, сделаю я упоминание и о том, чего не делают автолюбители, а стоило бы. Итак, поехали.
Неправильный прогрев двигателя автомобиля
Такой ежедневной процедуре, как прогрев силового агрегата уделяется незаслуженно мало внимания, а между тем, есть что на этот счет сказать. Конечно, сейчас большинство греют двигатель, ибо давно известно, что без прогрева силовой агрегат будет служить меньше. Но не это главное.
Раз уж речь идет о глупостях, то лидирует среди них следующая – поддавание газку непрогретому мотору. Вот уж, действительно, лучше способа навредить мотору не придумаешь. Но, представьте себе, водителей, которые таким способом «греют» свой автомобиль сейчас немало. Просто, они краем уха слышат ото всюду, что двигатель перед поездкой обязательно надо греть, но при этом как это делать, они узнавать не удосуживаются, вот и получается все на тяп-ляп – иногда нормально, а иногда и не очень.
Возвращаюсь к подгазовке на непрогретом движке, когда машина стоит на месте. Действительно, увеличение холостых оборотов двигателя способно ускорить выход охлаждающей жидкости на рабочую температуру быстрее, чем это будет происходить при обычном прогреве. Но ускоренный прогрев – это не значит, что нужно касаться педали газа. Ускорить прогрев можно только одним способом – нагрузкой на генератор, чтобы он мягко нагружал сам мотор, незначительно увеличивая скорость вращения его коленвала. Проще говоря, немного быстрее прогреть мотор поможет активация обогрева кресел, зеркал и заднего стекла, а также подогрев руля, если есть – совмещаем приятное с полезным, в общем.
Если же, вы будете подгазовывать на двигателе, который не вышел на свою рабочую температуру, то тем самым ускорите трение между деталями и существенно сократите срок их службы. Дело в том, что холодное масло очень вязкое и оно не слишком быстро распространяется по двигателю, а повышенные нагрузки заставят работать движок на износ.
Поэтому, если вы часто балуетесь подгазовыванием на холостом ходу, то будьте готовы к тому, что на стенках цилиндров образуются задиры, быстро износятся поршневые кольца, маслосъемные колпачки, провернет вкладыши, а на шейках коленчатого вала появятся потертости. Это, я замечу – только предсказуемые последствия. На самом деле, все может быть сильно хуже.
Подпиливание витков пружин
Весьма распространенное явление по сей день, хотя мне в какой-то момент, показалось, что это уже – пережиток прошлого, ибо эпоха БПАН себя окончательно исчерпала. Как вы понимаете, балуются таким способом молодые люди. Я уж не знаю, как будет правильно говорить – опущенные либо заниженные тазики, однако суть остается одна. Заключается она в грубом вмешательстве дилетантов в конструкцию подвески, из-за чего могут быть серьезные последствия – как для машины, так и для ее владельца.
Опять же, где-то кто-то сказал, что у заниженного автомобиля будет ниже центр масс, за счет чего она станет более устойчивой на дороге, будет меньше крениться, а также уменьшится раскачка – так льют в уши информацию тем, кто хоть что-то понимает в машинах. Подавляющему же большинству поклонников заниженного транспорта, вообще, достаточно несколько слов – четко смотрится, спортивно рулится. Вот и идет тенденция к тому, чтобы занизить машину.
Конечно, в том, что авто занижается, порой, нет ничего страшного. Но только в том случае, когда это делается грамотно – применяются специальные пружины с небольшим количество витком, устанавливаются короткоходные амортизаторы. Однако даже такой минимум по деньгам любителей заниженных тазов не по карману, поэтому они делают дешево и сердито – удаляют на пружинах лишние витки. Машина и приседает – глаз радует. А раз, нет визуальной разницы, то зачем платить больше?
Вот такая точка зрения и беспечность в итоге. Приводят к тому, люди начинают понимать – машина не стала управляться лучше. Да, крены ожидаемо, стали чуть менее выраженными. Однако раскачка осталась, клиренс стал меньше, из-за чего теперь все лежачие полицейские в городе – их. И хорошо, если удастся отделаться лишь пошарпанным днищем, поцарапанными бамперами и поврежденными порогами. Гораздо хуже то, что при проезде неровностей на большой скорости повышается вероятность повреждения опор стоек, из-за чего при сжатии амортизатор может пробить колесную арку и вылетать внутрь подкапотного пространства либо в багажный отсек. Это происходит вследствие отсутствия адекватного демпфирования у подвески, причиной чего и является сокращение витков на пружинах.
Бывают и совокупные ситуации – повреждение подвески и потеря контроля над машиной. Как итог – это либо вылет с дороги, либо столкновение с иным авто.
Мойка кузова в сильные морозы
Сильные морозы – это, понятное дело, для человека является относительным понятием. Многое зависит, также, еще и от влажности воздуха ветра, в результате чего, одинаковая температура воздуха будет ощущаться по разному. Но в принципе, для машины особой разницы нет, и, если на улице -20, то и эффект будет единым что на побережье какого-нибудь океана, что в тайге вдали от озер и водоемов.
Все это я к чему сейчас? – зададитесь вы вопросом. К тому, что не стоит при сильных морозах – как раз, ниже -20 градусов по Цельсию, мыть кузов автомобиля. Или, если вы это делаете, то после мойки тщательная просушка кузова и дверных проемов, обтирание тканью с целью удаления воды, а также некоторый простой в сухом и теплом помещении – обязательны. Впрочем, это все – идеальные условия, которые в обычной жизни встречаются редко, если у вас, конечно, не оборудованный гараж с отоплением и системой водоотвода.
На практике же, происходит, примерно, следующее – вы заехали на мойку, вам помыли кузов, потом наспех протерли тряпкой и вы выехали на улицу, где царит крепкий мороз. Никто не будет заботиться о вашей машине.
Между тем, если вы постоянно практикуете «купание» машины в морозы, то должны знать, что это не лучшим образом сказывается на состоянии лакокрасочного покрытия, а также на состоянии резиновых дверных уплотнителей, уплотнителей багажника и капота. Все просто – резинки, еще не полностью высушенные от воды, просто дубеют при низких температурах воздуха и рвутся, либо теряют свою эластичность, что не есть хорошо. В таком случае, функция самих уплотнителей будет нарушена.
Что касается лакокрасочного покрытия, то резкие перепады температур негативно влияют на состояние лака, из-за чего он может трескаться либо постепенно слезать с кузова. В принципе, с краской может происходить все то же самое.
Поэтому мойте машину зимой аккуратней, а не то, получите через несколько лет кузов с отсутствием блеска и с выгоревшим лакокрасочным покрытием.
Отсутствие балансировки на колесах
В этом пункте я бы хотел поговорить о том, что водитель не делает, но опять же, по своей глупости. Я сейчас имею ввиду нежелание качественно балансировать колеса. Но зачем надо проводить периодическую балансировку.
Существует такое явление, как дисбаланс на колесах. Его вычислить достаточно легко — с ростом скорости автомобиля водитель начинает, как руль начинает чаще дрожать и вибрировать. Именно в отдачей от колес на руль связан дисбаланс самих колес, причем виноваты в этом могут быть и сами шины (грыжа, поврежденный корд, сильный износ протектора и так далее), так и колесные диски (деформация либо слишком большой диаметр посадочного отверстия на ступицу). Как бы там ни было, но от дисбаланса желательно избавиться, причем чем быстрее, тем лучше.
Но некоторые на возникшую проблему попросту, что называется, забивают и потом пожинают последствия вследствие своей беспечности. Во-первых, и самое главное последствие – это ухудшение поведения машины на высоких скоростях. Стабильное сцепление колес с дорогой нарушается по причине нестабильного пятна контакта неотбалансированного колеса с дорожным покрытием, из-за чего в повороте можно потерять контроль на авто.
Кроме того, серьезно страдает и ездовой комфорт. Никому не хочется при длительной езде ощущать на себе непрерывную тряску и гул.
В более долгосрочной перспективе последствия выглядят так:
- Ускоренный износ шин;
- Заблаговременный выход из строя ступицы и ступичных подшипников;
- Износ датчиков ESP и ABS;
- Износ элементов подвески;
- Износ элементов рулевого управления, а также приводного вала.
Таким образом, если вам лень произвести балансировку колес сейчас, то потом готовьтесь платить за это чем-то другим, причем в буквальном смысле. Кстати, уточняю – дисбаланс на колесах может возникать вследствие налипания на колесные диски снега и грязи. Поэтому неплохо было бы после езды по бездорожью либо по сугробам позаботиться об очистке колес.