О ситуации в стране принято судить по рынку новых автомобилей. Так, самыми результативными в России были 2008, 2012 год, когда объем продажи новых авто составлял почти 3 миллиона машин в год. Начиная с 2015-го, объемы продаж сократились и составляют 1.4-1.8 млн. авто в год.

С ценами на авто ситуация тоже парадоксальная. Хоть рублевая цена стало гораздо выше, россияне стали покупать более дешевые машины. Так, в 2012-ом средняя цена авто составляла 27.3 тысячи долларов, что по тем временам составляло 848 тысяч рублей. По итогу 2019-го средняя цена автомобиля в России 1.4 млн. р., что составляет по актуальному курсу около 23 тысяч долларов.

Однако самые сильные трансформации происходят на вторичном рынке. Многие наивно полагают, что рост рублевых цен на новые авто стимулирует вторичный рынок. Это не совсем так, поскольку рост спроса ведёт к повышению цен и на нем. Как итог, в прошлом году он не только не вырос, но и просел, хоть падение незначительное – менее 1%.

Казалось бы, что не так с вторичкой? Ежегодно там по, данным «Автостата», совершается около пяти с половиной миллионов сделок, на практике, вероятно, и того больше. Но на самом деле там происходят весьма негативные процессы.

Проанализировав сделки, совершенные через электронные площадки, специалисты сделали очень интересные выводы. Продажи подержанных машин в возрасте от 3-х до 7-ми лет упали на 18%. С учетом того, что в этой категории было продано чуть более миллиона машин, речь идет о сокращении продаж на несколько сотен тысяч экземпляров.

При этом, если нежелание граждан покупать машины в возрасте от 3-х до 5-ти лет можно понять, ценник на такие решения не многим ниже нового авто, в то же время гарантии на него в большинстве случаев уже нет. К слову, статистика продаж машин в возрасте до 3-х лет, на гарантии чуть выросла, но число таких сделок не столь впечатляюще, как у более старых машин.

Однако падение спроса затронуло и возрастную категорию 5-7 лет, причем конкретно для машин этого возраста составило 20%.

В свою очередь возраст в 5-7 лет можно назвать оптимальным для авто: когда модель выглядит более-менее свежей и еще не выпадает за границы заявленного производителем срока эксплуатации.

Но несколько сотен тысяч потенциальных покупателей в прошлом году ушли из этой категории. Резонный вопрос – куда? Очевидно, что не за новыми авто: статистика продаж там меньше чем в 2018-ом. Ушли же они в категорию подержанных машин возрастом 7-10 лет, где наблюдается 24% рост продаж.

Судя по статистике, туда же двинула и часть потенциальных покупателей новых автомобилей.

Несмотря на то, что средний возраст автомобиля в России – 13 лет, машина в возрасте 7-10 лет, как правило, имеет в среднем от 120 до 180 тысяч км пробега. В рамках прогнозов производителя – это старички. Заявленный срок эксплуатации большинства современных авто не превышает 200 тысяч км. Хотя, конечно, ситуации и режимы эксплуатации бывают разные: у кого-то машина служит в два и более раз больше заявленного срока.

В целом, идет активное смещение интересов в сторону старых авто, причиной тому, вероятно, финансовые обстоятельства и рост цен на новые машины.

Однако уже сейчас правительством разработан ряд мер, направленных против старых авто с низкой экологичностью. Для обладателей моторов стандарта Евро3 и ниже с 2021 года планируется увеличить транспортный налог. Параллельно начнут разрастаться экологические зоны, которые не дадут таким машинам въезжать в крупные города. «Грязный» коммерческий транспорт и вовсе попадет под запрет.

Вероятнее всего, к концу этого года – началу следующего начнётся рост продаж новых машин в самой бюджетной категории и бюджетников в возрасте до 5 лет. Собственно, хоть в России не особо любят очень компактные бюджетники, но, вероятно, ситуация может заставить их полюбить. Ну а пока, как показывает статистика, вектор интересов очень активно перемещается к старым автомобилям.