Сейчас отовсюду только и слышу: «бери машину с классическим «автоматом» и будет тебе счастье», а также «обычный гидротрансформатор – идеал среди трансмиссий на автомобили». Люди сейчас твердо убеждены в том, что АКПП – это тот оптимальный тип трансмиссии, который им нужен. Не спорю, в городе «автоматы», действительно, очень удобны. Но меня настораживает этот всеобщий тренд, который подразумевает забывать об остальных типах трансмиссий, особенно, про обычную «механику».

Многие сейчас кричат во все горло – «да зачем мне эта ручная коробка – палка. Я же не пещерный человек, чтобы махать палкой. Пришло время «автоматов», а МКПП давно пора отправить в топку – там ей место». При этом такие людишки почему-то забывают тот интересный факт, что автоматическая коробка появилась на автомобилях более века назад и, фактически, так же как и МКПП, является довольно возрастным типом трансмиссии. Но это еще не все, конечно.

Автоматические коробки претерпевали за историю своего существование многочисленную модернизацию и автопроизводители продолжают вводить нововведение далее, поэтому утверждать, что АКПП так же проста в ремонте и обслуживании, как и «механика» — просто грубейшее заблуждение. Безусловно, общая конструкция «автомата» уже изучена. Но с каждым разом в нее вносятся изменения и некоторые нюансы могут быть сложны для понимания рядовым гаражным «автомехаником». Поэтому глупо кричать, что автоматическая коробка такая же простая, как и механическая, крайне глупо.

А теперь, я по пунктам разложу, почему идеализировать автоматическую коробку не стоит, и почему с осторожностью нужно присматривать к автомобилям, которые ею оборудованы. Приступим.


Требовательная эксплуатация

Многие автовладельцы на полном серьезе полагают, что автоматическая коробка передач избавляет не только от необходимости самостоятельно менять ступени, обеспечивая таким образом более рациональную реализацию тяги двигателя на колеса. Есть такие индивиды на нашем свете, которые думаю, что «автомат» — это панацея от всех нужд и процедур. Иными и более простыми словами – сел в машину, запустил в ней двигатель, поставил коробку в режим D и поехал. И все.

То есть, просто сел и поехал. И все. И это даже не обобщение и не сказ в общих чертах, это правило, которым руководствуются нерадивые автомобилисты. Нужно ли тогда сейчас писать здесь о том, что с таким подходом автоматическая коробка долго не прослужит?

Друзья, хотел бы прояснить данный момент и одернуть от опрометчивого шага тех, кто также в это верит. Увы, но автоматическая коробка передач нуждается в бережном к себе отношении, и требует такого же бережного обращение – это не механическая коробка. У АКПП достаточно много датчиков – момента, оборотов, температуры и так далее. За ее работой пристально наблюдает множественная электроника. Но суть даже не в этом, а в том, что для продолжительного срока службы узла необходимо придерживаться нескольких простых рекомендаций и ни в коем случае не игнорировать их.

А именно, во-первых, автоматическая трансмиссия нуждается в прогреве – да-да, так же, как и силовой агрегат. Все дело в том, что у нее в механизме смены передач присутствует сервоприводы и достаточно деликатно функционирует масляный насос.

Если коробку перед началом движения не прогревать совсем, то смазка не поступит в коробку в достаточном количестве и начнется повышенный износ деталей в ней. Кроме того, будет страдать и сам масляный насос, так как начнет испытывать повышенную нагрузку. Таким образом, можно довольно скоро влететь на ремонт, поэтому прогреваем АКПП – сперва, делаем это на месте, переключая рычаг в разные режимы на селекторе. Далее – первые 1.5-2 километра едем не спеша для того, чтобы масло равномерно заполнило корпус трансмиссии и прогрелось до рабочей температуры.

Но это еще не все. На автомобиле с автоматической коробкой передач нельзя длительное время двигаться с высокой скоростью – это на МКПП можно хоть 10, хоть 30 километров топить на пределе и ей ничего не будет. У АКПП же, для этого попросту не рассчитан штатный теплообменник. При этом противопоказаны ей и частые резкие старты, ускорения. Во всех этих случаях радиатор не будет в какой-то момент справляться с теплоотводом и коробка начнет перегреваться. Если его игнорировать, то АКПП может встать в аварийный режим и полностью обездвижить машину. При этом повышение рабочей температуры жидкости чревато заклиниваем в коробке либо порчей ее гидроплиты, и тогда уже придется менять АКПП целиком.


Условная надежность

Опять же, я не знаю, но почему-то люди считаю, что автоматическая коробка передач надежней, нежели механическая. Я понимаю, что АКПП надежней относительно роботизированных трансмиссией, вариатора, но чтобы она была по надежности наравне с МКПП – это уже ни в какие ворота просто не лезет.

Спорить не буду, есть довольно-таки надежные автоматические коробки, но на самом деле, это исключение из правило – ровно так же, как и ненадежные МКПП. Ибо средний срок службы автоматической коробки передач составляет от 220 до 250-270 тысяч километров, тогда как у МКПП показатель может достигать и 350, и 400 тысяч километров.

Но если вы думаете, что я пустослов, то тогда, в свою же защиту, приведу несколько реальных примеров того, какими ненадежными могут быть АКПП. Начну с французской трансмиссии AL4. Ее применяли на Пежо 307, Ситроен С5, Ситроен С4 и Пежо 407.

Она имеет четыре ступени и считается классическим гидротрансформатором. При этом есть один нюанс – коробка заявлена, как не обслуживаемая. Это объясняется тем, что масляный фильтр у нее интегрирован непосредственно в корпус и является не съемным. Расчетный срок службы трансмиссии – 200 000 километров, но это при условии бережной эксплуатации.

Между тем, многие знают, что в процессе эксплуатации авто масло неизбежно загрязняется и частицы в нем оседают на этом самом фильтре. У многих пользователей коробка могла приказать долго жить уже на 80-110 тысячах километров и приходилось ставить контракт. А все потому, что фильтр сильно забивался и в итоге, лопался под давлением осевших частиц – они летели внутрь коробки и это приводило к выходу гидроблока из строя.

Другой пример – это трансмиссии GM 6T40/6T45, которые применялись на кроссовере Opel Antara после его рестайлинга. Данные узлы, также, редко служили и служат даже до 150 тысяч километров. У данных коробок уже до 100 000 км имеются проблемы с износом дифференциала, планетарных передач, соленоиды и оси сателлитов. Это, естественно, перечень не полный, но перечислять дальше смысла нет – суть вы уловили.

В целом же, с возрастом абсолютно все автоматические коробки передач становятся все более капризными и требуют все чаще внимания. Скажем, постепенно начинают отказывать датчики, гнить проводка под днищем, быстрее засоряться масло из-за износа накладки блокировки гидротрансформатора, отказывать масляный насос. Трансмиссия все чаще начинает перегревать и, в конечном итоге, ее эксплуатации на пределе возможностей двигателя уже становится невозможной – у МКПП подобных проблем не наблюдается, пусть даже, она будет не в лучшем состоянии.

И да, не забывайте, что периодически блок управления коробкой нуждается в обновлении программного обеспечения, а дроссельная заслонка – в переобучении. Если этого не делать, то трансмиссия начнет пинаться при переключения, работать грубо и, в конечном счете, что-то в ней выйдет из строя – сэкономить на процедуре перепрошивки не получится.


Как итог

Я, конечно, понимаю, что автоматическая трансмиссия сейчас в тренде и меня готовы уже закидать помидорами. Однако, как по мне, ценность АКПП сильно преувеличена. Просто у нее немного другие достоинства, чем у обычной механической коробки, но это не значит, что «автомат» — это шаг вперед.

Он требует к себе бережного отношения и грубости не простит. Поэтому, хорошо подумайте, прежде чем покупать себе машину с автоматической коробкой. Одно дело, когда выбора нет, другое – добровольное, но без веских причин я бы на АКПП западать не стал бы. В городе с населением до 300-400 тысяч человек вполне можно обойтись и МКПП, тогда как «автомат» мне видится в данном случае дорогой и капризной игрушкой.