Если твой новый автомобиль который ты купил в автосалоне за пять лет теряет половину цены, с ним явно что-то не так. Задумайся… А есть такие автомобили которые выглядят очень хорошо но почему-то продаются по цене вторчермета…

Ликвидность машин на вторичном рынке тесно взаимосвязана с годовым падением цены. Показатели порядка 3–5% — высокая ликвидность, свыше 12–15% — низкая. Пример одного из самых ликвидных кроссоверов — Kia Soul: за три года он теряет в цене всего около 10%.

А раз есть лидеры, есть и аутсайдеры. Причины вялого спроса на вторичке самые разные, от технических до экономических. Рассмотрим на конкретных примерах.


Mercedes-Benz М-класса

Одна из самых массовых «неликвидных» групп —кроссоверы премиум-сегмента с избыточно мощными моторами.

В числе лидеров по «тугим» продажам на вторичке — Mercedes-Benz М-класса (третье поколение, выпускался до 2011 года). Машины последнего года выпуска с заявленными пробегами подчас менее 100 тысяч км пытаются сбыть за 1–1,5 млн — по цене нового Дастера.

Первый фактор, отпугивающий покупателей, — высокий транспортный налог у модификаций с моторами 272, 306 и 388 сил.

Второй — просевший авторитет Мерседеса как сверхнадежной марки. Причем проседал он именно в период выпуска этой модели, в том числе из-за капризных моторов.
Идентичная ситуация с BMW X3, X5 и X6. «Пятерку» и «шестерку» сбыть сложнее всего — 249, 313, 381, 450 л.с. плюс мудреные и дорогие в обслуживании агрегаты. Из Audi самый неходовой товар — Q7.
А простые комплектации с базовыми моторами продаются неплохо.

У слишком мощных машин и расход топлива соответствующий. Покупателей первичного рынка это мало беспокоит, а на вторичке ожидаемые затраты считают более тщательно.


Volkswagen Tiguan

Не востребованная рынком комбинация «мотор-коробка» обернется огромными потерями при перепродаже. Яркий пример — Volkswagen Tiguan. На вторичке одномоментно выставлены на продажу около 1500 Тигуанов первого поколения (до 2016 года) и еще полтысячи второго.

«Чемпионская» связка среди нежеланных версий — двигатель 1.4 TSI в сочетании с механической коробкой передач. Сказывается и недоверие к двигателю, который изначально был крайне проблемным, и то, что Tiguan скорее предпочли бы с автоматом.

Чуть лучше спрос на 1.4 с роботом DSG (чем на машины с механикой), о нестабильном ресурсе которого все наслышаны. Как ни странно, на более благополучные Тигуаны с двухлитровыми моторами (бензин и дизель) и классическими гидроавтоматами покупателей тоже приходится завлекать, сбавляя цену.

Пресловутый турбодвигатель 1.4 TSI и коробки DSG модернизировали по нескольку раз, но вторичный рынок они начали заселять еще до того.


Nissan Terrano

Третью группу плохо сбываемых кроссоверов можно назвать «жертвами маркетинга». Nissan Terrano — хорошая машина. Но все в курсе, что по инженерии он почти идентичен Дастеру. А будучи новым, не настолько комфортнее и богаче оснащен, чтобы стоить на 200–300 тысяч дороже.

Так вот, на вторичке его уже не получается продать на 200–300 тысяч дороже, Terrano здесь в среднем чуть дороже Дастера, а спрос все равно вялый. Причем ни на комбинацию мотора 1.6 с МКП, ни на 2.0 с автоматом. Быстро и за хорошую цену продаются только молодые машины 2–4 лет с пробегами до 50 тысяч км.

Рискнем предположить, что через пару лет в схожей ситуации окажется и Renault Kaptur — еще один перелицованный и улучшенный Duster, но пока еще модный.
Есть и другой набор такого типа: технические близнецы Mitsubishi Outlander XL, Peugeot 4007 и Citroen C-Crosser. Outlander уходит на ура, с «французами» проблемы, потому что… непопулярные и немассовые модели.

Terrano по технической начинке идентичен Дастеру. Отличия, в основном, из сферы оформления. А у подержанных машин дизайн — тема второстепенная.


Chery Tiggo T11

У ряда кроссоверов, большей частью китайских из «первой волны» — примерно до 2015 года, коррозия развивается так быстро, что через 5–6 лет ее невозможно скрыть. И это сильно влияет на спрос.

Так, некогда популярный Chery Tiggo T11 (выпускали до 2016 года) по числу предложений на вторичке вдвое опережает все остальные кроссоверы Chery, вместе взятые. Цены на T11 стартуют… с 80 тысяч рублей, это уже реально утиль, и редко превышают 550 тысяч. Шестилетний T11 с нулевым пробегом (537 км) прямо сейчас предлагают за 770 тысяч.

Это ценовая ниша Нивы, хотя Tiggo намного крупнее и лучше оснащен. Если сейчас купить T11 с пробегом тысяч сто, то через три-четыре года его действительно можно будет сбыть только как металлолом.

Склонность Т11 к быстрой коррозии усугубляется посредственной эргономикой, нервным поведением на дороге и ломучими коробками передач всех типов, включая механику.

Но еще хуже (и сильно дешевле) продается клон — Vortex Tingo таганрогской сборки, особенно с роботизированной коробкой. Хотите жить спокойнее за те же деньги, возьмите лучше Гранту — у нее такой же дорожный просвет.


Nissan Qashqai

Вариатор обесценивает любую машину после пробега в 50–80 тысяч км. Конкретная модель вариатора не имеет существенного значения. Аудитория постепенно усвоила, что этот агрегат мало того что слишком нежный и дорогой в ремонте, так еще и дарит ватную динамику. А сильно «топтать гашетку» при этом нельзя — сломается.

Выразительный штрих: при пробегах около 150 тысяч многие модели с механикой начинают стоить дороже, чем аналогичные, но с вариатором! Со 100 тысячами на одометре вариатор еще более-менее продаваем, но если дело дошло до 180 тыс., тут даже неизвестно, что посоветовать. Не менять же вариатор перед продажей.

У Кашкая хорошие моторы, и до 120–150 тысяч км ничего страшного с ним обычно не происходит. Но для вариатора этот пробег критический, а часто он требует ремонта намного раньше.

Около полутора тысяч кроссоверов Qashqai двух поколений с вариаторами ежедневно ждут нового владельца. Правда, полно и машин с механикой, потому что погоду портят еще и нестойкие материалы салона, и относительно сыпучая подвеска.