По радио и телевизору сказали, что государство компенсирует 60% затрат производителей и владельцев по переводу машин на газ. Ещё 30% компенсирует Газпром.

Владельцу останется заплатить всего 10%. Идея здравая и привлекательная, но давайте разберем нюансы. Так ли все здорово и стоит ли всем дружно переходить на газ и начинать экономить?

4 Gaz CP

Начну с позитива и приятных цифр. У меня на бензине по городу получается расход 10 литров на 100 км. Расход на метане при хорошей настройке оборудования будет таким же (на пропане на 10-15% выше), то есть те же 10 литров на сотню.

Цена на 95-ый – 45 рублей за литр, на метан – 16 рублей. На каждые 100 км пути получается экономия 290 рублей. Неплохо. 2900 рублей с каждой тысячи километров. Если за год проезжаешь 15 000 км, экономия получается 43 500 рублей. Для таксистов с их пробегами – это просто сказка (у нас в городе все чаще и чаще вижу такси на метане).

Установка метанового оборудования примерно в два раза дороже, чем пропанового и для моей машины обошлась бы примерно в 80 000 рублей. Учитывая то, что 90% за меня платит государство, для меня это будет стоить всего 8000 рублей и окуплю я эти деньги за пару месяцев, через 2800 км.

Звучит отлично, но есть несколько нюансов, по которым я не установлю себе ГБО.

Самый главный нюанс – речь идет не о самом популярном среди владельцев пропан-бутане, а о метане (государство продвигает только метан, а пропан-бутан за свои денежки). По всей стране всего 412 метановых заправок (карта всех метановых заправок). Вроде бы цифра нормальная, но не забываем про масштабы страны.

Для сравнения бензиновых заправок в России – 13 334. В 32 раза больше. Заправок с пропан-бутаном хоть и не так много, как бензиновых, но их более или менее достаточно. В случае с Москвой их 120 (бензиновых почти в 10 раз больше).

Ситуация с метановыми заправками, о которых идет речь сейчас, и вовсе никудышная. Во всей Москве всего 12 (!) метановых заправок. По одной заправке на 12 000 машин. Это с учетом Новой Москвы и МКАДа. Внутри ТТК ни одной.

И как заправляться? Чтобы заправиться, надо проехать через полгорода? Надо подстраивать свой маршрут под места, где есть заправки? Я лично этого не понимаю.

В Ульяновске всего 4 метановых заправки и ни одной в моем районе. До ближайшей мне ехать 9 км. В принципе не так уж и много. Но сейчас, в час-пик ехать полчаса. Это в одну сторону. Время, знаете ли для меня дороже.

Прямо сейчас мне пришлось бы ехать до ближайшей метановой заправки полчаса. Ну или 20 минут, если по разбитой дороге, которая местами пропадает.
Прямо сейчас мне пришлось бы ехать до ближайшей метановой заправки полчаса. Ну или 20 минут, если по разбитой дороге, которая местами пропадает.

И мне ещё в принципе повезло. В соседнем Саранске вообще одна метановая заправка на весь город. Точнее на всю Мордовию!

Второй нюанс. Если в городе заправки ещё худо-бедно есть, по трассе их практически нет. То есть межгород на метане не проедешь, придется переключаться на бензин, а значит, экономить можно только в городе. Учитывая , что у меня примерно половина пробега на бензине, экономить все время я не смогу.

Третий нюанс. Если для пропановых систем можно установить тороидальный баллон в нишу вместо запаски, с метаном такой прием не пройдет, для метанового ГБО только цилиндрические баллоны в багажник. А это значит, что съедается объем багажника – это раз. Два – становится невозможным сложить спинки заднего дивана, чтобы что-то перевезти. Учитывая то, что у меня дети и, если мы куда-то едем, то в багажнике лежат игрушки, самокаты, велосипед, что-то ещё, местом я жертвовать не готов.

фото: Drive2.ru, пользователь @TaganR (https://www.drive2.ru/l/6015238/)
фото: Drive2.ru, пользователь @TaganR (https://www.drive2.ru/l/6015238/)

Четвертый нюанс. Установку ГБО надо узаконить. Это не так уж проблемно сейчас, но побегать придется. Плюс ГБО требует обслуживания и ТО, а это хоть и не такие уж и большие расходы, но все же расходы, к тому же снова потеря времени.

А ещё я не совсем понимаю процедуру получения компенсации от государства. Если сначала надо будет заплатить полную сумму самому (это – напоминаю – 80000 рублей), а потом уже получать компенсацию, то не у каждого россиянина найдутся такие деньги. Если будет скидка и из своих денег сразу надо будет внести только 10%, то наверняка придется побегать с бумажками.

Пятый нюанс. Это сейчас метан дешевый. Как изменятся цены после того как на него перейдут массово я предсказать не могу. Но могу порассуждать. Основным поставщиком метана будет Газпром, который сейчас вкладывается в газификацию автомобилей (он компенсирует 30% расходов). Сомневаюсь, что это благотворительность. Скорее всего, потом эти деньги компания будет возвращать себе за счет увеличившихся цен на топливо. Впрочем, это всего лишь мои догадки.

Говорить про экологию и ресурс мотора я сейчас не буду, потому что не уверен, что в России это сильно кого-то волнует. То есть, может быть и волнует, кончено, но явно не в первую очередь. И даже не во вторую.

P.S. Знаю, что есть люди, которые переоборудуют машины под метан и радуются. Им не так важен баллон в багажнике и то, что метановых заправок мало. Но лично я пока переходить на газ не собираюсь. Даже если бы оборудование ставили бесплатно.