По радио и телевизору сказали, что государство компенсирует 60% затрат производителей и владельцев по переводу машин на газ. Ещё 30% компенсирует Газпром.
Владельцу останется заплатить всего 10%. Идея здравая и привлекательная, но давайте разберем нюансы. Так ли все здорово и стоит ли всем дружно переходить на газ и начинать экономить?
Начну с позитива и приятных цифр. У меня на бензине по городу получается расход 10 литров на 100 км. Расход на метане при хорошей настройке оборудования будет таким же (на пропане на 10-15% выше), то есть те же 10 литров на сотню.
Цена на 95-ый – 45 рублей за литр, на метан – 16 рублей. На каждые 100 км пути получается экономия 290 рублей. Неплохо. 2900 рублей с каждой тысячи километров. Если за год проезжаешь 15 000 км, экономия получается 43 500 рублей. Для таксистов с их пробегами – это просто сказка (у нас в городе все чаще и чаще вижу такси на метане).
Установка метанового оборудования примерно в два раза дороже, чем пропанового и для моей машины обошлась бы примерно в 80 000 рублей. Учитывая то, что 90% за меня платит государство, для меня это будет стоить всего 8000 рублей и окуплю я эти деньги за пару месяцев, через 2800 км.
Звучит отлично, но есть несколько нюансов, по которым я не установлю себе ГБО.
Самый главный нюанс – речь идет не о самом популярном среди владельцев пропан-бутане, а о метане (государство продвигает только метан, а пропан-бутан за свои денежки). По всей стране всего 412 метановых заправок (карта всех метановых заправок). Вроде бы цифра нормальная, но не забываем про масштабы страны.
Для сравнения бензиновых заправок в России – 13 334. В 32 раза больше. Заправок с пропан-бутаном хоть и не так много, как бензиновых, но их более или менее достаточно. В случае с Москвой их 120 (бензиновых почти в 10 раз больше).
Ситуация с метановыми заправками, о которых идет речь сейчас, и вовсе никудышная. Во всей Москве всего 12 (!) метановых заправок. По одной заправке на 12 000 машин. Это с учетом Новой Москвы и МКАДа. Внутри ТТК ни одной.
И как заправляться? Чтобы заправиться, надо проехать через полгорода? Надо подстраивать свой маршрут под места, где есть заправки? Я лично этого не понимаю.
В Ульяновске всего 4 метановых заправки и ни одной в моем районе. До ближайшей мне ехать 9 км. В принципе не так уж и много. Но сейчас, в час-пик ехать полчаса. Это в одну сторону. Время, знаете ли для меня дороже.
И мне ещё в принципе повезло. В соседнем Саранске вообще одна метановая заправка на весь город. Точнее на всю Мордовию!
Второй нюанс. Если в городе заправки ещё худо-бедно есть, по трассе их практически нет. То есть межгород на метане не проедешь, придется переключаться на бензин, а значит, экономить можно только в городе. Учитывая , что у меня примерно половина пробега на бензине, экономить все время я не смогу.
Третий нюанс. Если для пропановых систем можно установить тороидальный баллон в нишу вместо запаски, с метаном такой прием не пройдет, для метанового ГБО только цилиндрические баллоны в багажник. А это значит, что съедается объем багажника – это раз. Два – становится невозможным сложить спинки заднего дивана, чтобы что-то перевезти. Учитывая то, что у меня дети и, если мы куда-то едем, то в багажнике лежат игрушки, самокаты, велосипед, что-то ещё, местом я жертвовать не готов.
Четвертый нюанс. Установку ГБО надо узаконить. Это не так уж проблемно сейчас, но побегать придется. Плюс ГБО требует обслуживания и ТО, а это хоть и не такие уж и большие расходы, но все же расходы, к тому же снова потеря времени.
А ещё я не совсем понимаю процедуру получения компенсации от государства. Если сначала надо будет заплатить полную сумму самому (это – напоминаю – 80000 рублей), а потом уже получать компенсацию, то не у каждого россиянина найдутся такие деньги. Если будет скидка и из своих денег сразу надо будет внести только 10%, то наверняка придется побегать с бумажками.
Пятый нюанс. Это сейчас метан дешевый. Как изменятся цены после того как на него перейдут массово я предсказать не могу. Но могу порассуждать. Основным поставщиком метана будет Газпром, который сейчас вкладывается в газификацию автомобилей (он компенсирует 30% расходов). Сомневаюсь, что это благотворительность. Скорее всего, потом эти деньги компания будет возвращать себе за счет увеличившихся цен на топливо. Впрочем, это всего лишь мои догадки.
Говорить про экологию и ресурс мотора я сейчас не буду, потому что не уверен, что в России это сильно кого-то волнует. То есть, может быть и волнует, кончено, но явно не в первую очередь. И даже не во вторую.
P.S. Знаю, что есть люди, которые переоборудуют машины под метан и радуются. Им не так важен баллон в багажнике и то, что метановых заправок мало. Но лично я пока переходить на газ не собираюсь. Даже если бы оборудование ставили бесплатно.