«Если нормально ездить, то зимняя резина не нужна!» — заявил мне один мужчина, который въехал в меня на светофоре в прошлом феврале, — рассказывает Галина. — У него были летние шины, и он не смог вовремя затормозить на снежном накате, когда я остановилась, чтобы пропустить пешехода».

Спор о том, когда лучше «переобувать» авто, у автомобилистов идет уже давно. Кто-то меняет резину на зимнюю сразу же после первого снега, а кто-то ждет, пока сугробы не перестанут таять. А какую дату эксперты называют временем «Ч» для «переобувки» авто?

— Еду я на работу, очень медленно и осторожно, так как снег метет, у меня летняя резина, а в кюветах по обе стороны — легковушки, — рассказывает Евгений Осипов,  — Причем в одном случае видел, как одна легковушка пыталась вытянуть другую тросом и тоже съехала. А один водитель мне сигналил сзади, сигналил, чтобы я ускорился, потом пошел на обгон, его занесло, и он еле выровнялся — тоже ехал на лысой резине.

Зачем лихачить?

— Первый снег многие не считают за испытание, — рассказывает автомеханик Даниил. — Думают, что он быстро растает и его легко сдует с асфальта. Но это неверно. Снег действительно тает, поскольку земля еще не остыла, но он превращается в скользкую кашу. При этом летняя резина от низких температур затвердевает, теряет гибкость, и от всего этого в разы снижается надежность сцепления колеса с поверхностью.

Неопытным водителям я бы вообще не советовал ехать на летней резине по первому снегу, а опытным — соблюдать все меры предосторожности.

В этом году первый снег в Россию пришел неожиданно рано. Тогда же многие автомобилисты уже отметили «день жестянщика» — внезапно возникшую ситуацию, когда погодные условия требуют зимней резины, однако у подавляющего большинства водителей она еще не поставлена, поэтому резко увеличивается количество ДТП.

Но водителей можно понять: менять резину в октябре еще очень рано. Об этом же говорят и нормы закона.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», действующий на территории России, предписывает водителям «переобуваться» не позднее 1 декабря.

Регламент рассматривает временем «ношения» зимней резины климатическую зиму — декабрь, январь, февраль. Однако для наших реалий этого явно недостаточно.

Некоторые автоэксперты считают крайней датой для смены шин в средней полосе 15 ноября, а менять «зиму» на «лето», по их мнению, можно уже с 15 марта.

Однако другие эксперты советуют менять резину, руководствуясь иным правилом: когда среднесуточная температура уверенно держится на уровне ниже + 7 °С. В наших погодных условиях такое время может наступить уже в октябре и не закончиться не только февралем и мартом, но даже и большей частью апреля. Год на год не приходится.

Так что, на наш взгляд, ориентироваться лучше не на календарь, а на погоду за окном.

В Госдуме немало говорится о том, чтобы дополнить ПДД указанием материальной ответственности водителя за резину, не соответствующую сезону, однако пока таких штрафов не принято. Но повторим вопрос: стоит ли лихачить? Ведь ответственность за лысую резину зимой может наступить куда более серьезная, чем небольшой штраф, в лучшем случае отделаешься поврежденной машиной.


 

Наша справка

Если вы еще не сменили «лето» на «зиму», но ехать очень надо, а на дорогах гололедица, то соблюдайте следующие правила:

  • держите дистанцию до впереди идущего авто не менее 30 метров, так как со скорости 50 километров в час тормозной путь может составлять более 40 метров;
  • чтобы сократить тормозной путь и предотвратить блокировку колес и потерю управления на машине с МКПП, применяйте торможение двигателем, которое позволяет сохранить управляемость и сократить тормозной путь;
  • на машине с МКПП передвигайтесь по городу на второй или третьей передаче и не выше;
  • АКПП переведите в ручной режим и принудительно включайте пониженные передачи; включите режим «спорт», если он есть на вашей машине;
  • признак того, что вам необходимо сбросить скорость, — автомобиль плохо слушается руля, реагирует на команды с задержкой; сбавьте скорость и подождите, не выворачивайте руль еще сильнее, если видите задержку, чтобы не вылететь с дороги.