«Если нормально ездить, то зимняя резина не нужна!» – заявил мне один мужчина, который въехал в меня на светофоре в прошлом феврале, – рассказывает Галина. – У него были летние шины, и он не смог вовремя затормозить на снежном накате, когда я остановилась, чтобы пропустить пешехода».
Спор о том, когда лучше «переобувать» авто, у автомобилистов идет уже давно. Кто-то меняет резину на зимнюю сразу же после первого снега, а кто-то ждет, пока сугробы не перестанут таять. А какую дату эксперты называют временем «Ч» для «переобувки» авто?
– Еду я на работу, очень медленно и осторожно, так как снег метет, у меня летняя резина, а в кюветах по обе стороны – легковушки, – рассказывает Евгений Осипов, – Причем в одном случае видел, как одна легковушка пыталась вытянуть другую тросом и тоже съехала. А один водитель мне сигналил сзади, сигналил, чтобы я ускорился, потом пошел на обгон, его занесло, и он еле выровнялся – тоже ехал на лысой резине.
Зачем лихачить?
– Первый снег многие не считают за испытание, – рассказывает автомеханик Даниил. – Думают, что он быстро растает и его легко сдует с асфальта. Но это неверно. Снег действительно тает, поскольку земля еще не остыла, но он превращается в скользкую кашу. При этом летняя резина от низких температур затвердевает, теряет гибкость, и от всего этого в разы снижается надежность сцепления колеса с поверхностью.
Неопытным водителям я бы вообще не советовал ехать на летней резине по первому снегу, а опытным – соблюдать все меры предосторожности.
В этом году первый снег в Россию пришел неожиданно рано. Тогда же многие автомобилисты уже отметили «день жестянщика» – внезапно возникшую ситуацию, когда погодные условия требуют зимней резины, однако у подавляющего большинства водителей она еще не поставлена, поэтому резко увеличивается количество ДТП.
Но водителей можно понять: менять резину в октябре еще очень рано. Об этом же говорят и нормы закона.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», действующий на территории России, предписывает водителям «переобуваться» не позднее 1 декабря.
Регламент рассматривает временем «ношения» зимней резины климатическую зиму – декабрь, январь, февраль. Однако для наших реалий этого явно недостаточно.
Некоторые автоэксперты считают крайней датой для смены шин в средней полосе 15 ноября, а менять «зиму» на «лето», по их мнению, можно уже с 15 марта.
Однако другие эксперты советуют менять резину, руководствуясь иным правилом: когда среднесуточная температура уверенно держится на уровне ниже + 7 °С. В наших погодных условиях такое время может наступить уже в октябре и не закончиться не только февралем и мартом, но даже и большей частью апреля. Год на год не приходится.
Так что, на наш взгляд, ориентироваться лучше не на календарь, а на погоду за окном.
В Госдуме немало говорится о том, чтобы дополнить ПДД указанием материальной ответственности водителя за резину, не соответствующую сезону, однако пока таких штрафов не принято. Но повторим вопрос: стоит ли лихачить? Ведь ответственность за лысую резину зимой может наступить куда более серьезная, чем небольшой штраф, в лучшем случае отделаешься поврежденной машиной.
Наша справка
Если вы еще не сменили «лето» на «зиму», но ехать очень надо, а на дорогах гололедица, то соблюдайте следующие правила:
- держите дистанцию до впереди идущего авто не менее 30 метров, так как со скорости 50 километров в час тормозной путь может составлять более 40 метров;
- чтобы сократить тормозной путь и предотвратить блокировку колес и потерю управления на машине с МКПП, применяйте торможение двигателем, которое позволяет сохранить управляемость и сократить тормозной путь;
- на машине с МКПП передвигайтесь по городу на второй или третьей передаче и не выше;
- АКПП переведите в ручной режим и принудительно включайте пониженные передачи; включите режим «спорт», если он есть на вашей машине;
- признак того, что вам необходимо сбросить скорость, – автомобиль плохо слушается руля, реагирует на команды с задержкой; сбавьте скорость и подождите, не выворачивайте руль еще сильнее, если видите задержку, чтобы не вылететь с дороги.