От тополей, берез и прочих деревьев трудно спрятаться. Количество свободных мест на паркингах ограничено, а в период цветения мелкие гроздья почек и соцветий срываются ветром и попадают даже на свободные от посадок участки. Во дворах с уже взрослыми деревьями автомобили за пару дней покрываются устрашающим клейким ковром.
А через неделю подобной стоянки машина и вовсе выглядит печально. Насколько трудно будет ее отмыть и правдивы ли рассказы автомобилистов о разрушительном воздействии биологических смол на лакированную поверхность кузова?
Реакция на солнце
Древесные смолы содержат массу полезных веществ, которые используются в фармацевтике. В тополином соке есть эфирное масло, дубильные вещества, флавоноиды, фенолгликозиды, галловая и яблочная кислоты, аскорбиновая кислота, лейкоантоцианы, алкалоиды, камедь, воск и т. д. Испокон веков их используют для приготовления лекарств и иных средств, полезных в быту. Однако для лакокрасочного покрытия автомобиля эти вещества опасны вследствие своего разъедающего действия.
Древесные смолы легко соединяются с нагретым лаком. Чем выше температура автомобиля, тем быстрее происходит адгезия, то есть растворение верхнего слоя лака и синтез химических веществ с получением продуктов распада. Кислоты размягчают лак, а красящее вещество смолы придает ему новый цвет. В итоге на кузове машины остаются пятна. Критической температурой считается 25 градусов. Под прямыми солнечными лучами летом кузов разогревается до 60-65 градусов, если он черного цвета, или до 40-45 градусов, если он белый. На раскаленном лаке древесная смола вступает в реакцию с лаковым покрытием в течение первых трех часов.
Тонкий лак
Правда, не всякая почка, упавшая с дерева на крышу, может причинить такой вред. Если прошел дождь, то на поверхности остаются капли воды, которые создают защитную пленку, не позволяющую запустить реакции. Кроме того, дорожная пыль, налипшая на капот и крышу, отчасти защищает лак от соприкосновения со смолой. Такую же пленку могут создавать уже нанесенные полироли или восковое покрытие.
В итоге лишь небольшая часть древесных смол действительно достигает лакокрасочного покрытия.
Последствия зависят от качества защитного лака. Немецкие машины более стойкие к внешним воздействиям окружающей среды. Продукция отечественного автопрома проигрывает им по стойкости, а лидерами группы риска являются японские машины. В Японии нет проблем с тополями и липами в городах, из-за чего традиционно лак на машинах делают мягче и тоньше, в том числе и по причинам экономии.
Если в течение первых часов не удалить загрязнения, то получившиеся желтые пятна будет трудно стереть. Поэтому автомобиль с ворохом упавших «сережек» на крыше лучше сразу гнать на мойку, предварительно очистив его от мусора.
Почки необходимо смахнуть так, чтобы они не раскрылись. Удалять их руками и щеткой нельзя, так как от малейшего прикосновения почка давится и оставляет желтый след. Помогут влажные салфетки со спиртовым наполнением или мокрая тряпка, которая прикрепляет древесный мусор к себе.
Если же пятна полностью удалить не получилось, то придется прибегать к более действенным методам.
Химические препараты
Ни в коем случае нельзя натирать место загрязнения твердыми тряпками или иными предметами. Размягченный лак мгновенно царапается и покрывается повреждениями, которые невозможно скрыть без полировки. Пыль, грязь и твердые частички почек действуют как абразив.
Удалить тополиную смолу, следы смолянистых выделений почек липы или клейкую сосновую смолу позволяют такие препараты, как нашатырный спирт (раствор аммиака в воде), а также спиртовой раствор борной кислоты (3%). Для этого спирты наносят на пятно и выдерживают в течение 15-20 минут, после чего удаляют с помощью тряпки с микрофибрами.
Пятна также можно удалить иными препаратами, такими как растворители «Уайт-спирит» и WD-40, или простым керосином или бензином. Правда, они помогают только для относительно свежих пятен, с еще не въевшимися глубоко смолами. Отпечаток двухдневной давности с высохшим лаком убрать бытовым растворителям не под силу.
Тогда можно попробовать специализированные средства, продающиеся в магазинах автохимии. Они заметно более эффективны, а также имеют спиртовую основу, отчего не опасны для лакокрасочного покрытия. Такие средства хорошо растворяются водой, поэтому легко смываются после применения. В своем составе они содержат силикон, поэтому после удаления пятен еще и оставляют на лаке защитный слой, предотвращающий появление царапин при очистке.