Бывает, что из-за ДТП или повреждения кузова автомобиль был перекрашен еще до продажи. Причем происходит это не только с уже ездившими транспортными средствами, но и с новыми моделями, которые во время транспортировки царапаются, бьются и даже сваливаются с эвакуатора при перегоне от складов к дилерам.
Примерно такая история приключилась с Диной Фалилеевой, героиней программы «Первая передача» на НТВ. В автосалоне ей продали новую машину цвета «белый перламутр». Обошлась покупка почти в 2,5 млн рублей. Однако после небольшого ДТП выяснилось, что машина перекрашена, то есть наложено два слоя лакокрасочного покрытия. Является ли предпродажный ремонт поводом для расторжения сделки и считается ли утаивание информации о повреждениях товара обманом, рассказывает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
Обман с новой машиной
Покупая новый автомобиль в автосалоне, многие вообще не допускают мысли, что он может быть битым или поврежденным. Однако реальность такова, что дилеры или транспортные компании не всегда могут доставить товар в целости.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения недостатков в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Если две недели истекли, то вернуть автомобиль в автосалон сложнее. Тогда чаще всего приходится действовать через суд. В ходе судебного разбирательства необходимо будет доказать, что неисправность возникла до передачи машины покупателю. Именно истец, а не ответчик должен будет доказать, что та или иная поломка уже была до продажи автомобиля. Доказать это можно только путем судебной экспертизы.
Если в суде истцу удастся доказать изложенные выше обстоятельства, то суд признает договор расторгнутым и обяжет продавца забрать проданный автомобиль обратно, вернуть все деньги и возместить иные расходы, которые понес покупатель.
Однако в судебной практике случаи расторжения договора купли-продажи автомобиля и возврата денежных средств очень редки. Дилеры могут предложить лишь устранить неисправности за свой счет. Однако за введение в заблуждение потребителей автосалону может грозить довольно крупный штраф.
Продажа машины с пробегом
Зачастую при покупке машины с пробегом покупатели стремятся приобрести ее в дилерском центре, чтобы обезопасить себя от рисков. По сути, автосалон — посредник между покупателем и владельцем автомобиля. Чтобы владелец не тратил свое время, он сдает авто в трейд-ин. Сотрудники же в свою очередь осматривают машину, оценивают ее, принимают и продают с накруткой.
Салоны стараются в договоре детально прописывать техническое состояние автомобиля. В таком случае, если все детали состояния авто описаны, покупатель не сможет ссылаться на уже обозначенные в договоре недостатки как на основание для расторжения сделки.
Если повреждения не были описаны в договоре и установлены после покупки, то возврат денежных средств может быть осуществлен только в случае расторжения договора, и для этого, более чем вероятно, прийдется обращаться в суд. Процедура здесь такая же. Проводится экспертиза, устанавливается факт присутствия недостатков до продажи, и начинаются разбирательства в суде. Дилеры же при наличии гарантии и несущественности дефектов могут предложить проведение ремонта за свой счет или замену запчастей.
Покупка с рук
При покупке б/у автомобиля у физического лица надо быть осторожным и внимательным вдвойне. Необходимо максимально подробно выяснить общее техническое состояние транспортного средства, число собственников с момента первой покупки, документы на машину, в том числе паспорт транспортного средства и т. д.
Продавцы специально создают условия, при которых сложно определить факт кузовного ремонта, например машину загоняют в тень, показывают в сумерках или грязной. Закон о защите прав потребителей тут не работает. Соответственно, пятнадцатидневный срок для возврата тоже. В этом случае все риски покупатель берет на себя.
Если продавец, заведомо зная, умолчал о каком-либо недостатке автомобиля, договор купли-продажи можно расторгнуть. Возврат денежных средств также может быть осуществлен только через суд. Перед этим покупателю необходимо направить продавцу в письменной форме уведомление об отказе от исполнения договора. При этом опять же нужна экспертиза неисправностей.
Как отличить перекрашенный или битый автомобиль?
Отличить аварийный экземпляр на самом деле несложно. Оценивать автомобиль надо издалека. У всех машин после 7 лет эксплуатации старая краска тускнеет и покрывается мелкими царапинами. Больше всего их скапливается на передней части капота, на крыльях и снизу порогов. Они хорошо заметны невооруженным взглядом. Перекрашенные же детали не имеют возрастных изъянов.
Сначала внимательно смотрим на переднюю часть издалека. Если кажется, что какая-то часть машины перекошена, то это признак большого удара. Даже в хорошей мастерской трудно восстановить кузов с точностью до миллиметра, а человеческий глаз улавливает эту разницу.
Переходим к изучению кузова и внимательно приглядываемся к зазорам кузовных деталей. Они должны быть везде равномерными. Обычно разные зазоры у кузовных элементов свидетельствуют о нарушениях геометрии кузова.
Для подтверждения этого опасения смотрим на задние шины. Обычно при повреждениях лонжеронов автомобиль начинает «есть резину», то есть появляется неравномерный износ шин.
И самое главное, при покупке надо проверить покрытие толщиномером. При проверке надо плотно приложить измеритель с датчиком к кузову, нажать кнопку и взглянуть на экран, где отображаются цифры в микрометрах (мкм). Толщина заводской краски — 80-110 мкм (0,08-0,11 мм). Толщина повторно нанесенного слоя краски составляет 150-200 мкм.