Казалось бы, самостоятельная доработка и доведение своего автомобиля до состояния, нужного автовладельцу, уже давно канули в прошлое. Ведь, сейчас уже с конвейера сходят модели, которые оснащены всем необходимым функционалом – лишь бы деньги были, покупай, езди да радуйся.

Ну, какие тут могут быть проблемы? Впрочем, в жизни не все так однозначно и существует несколько обстоятельств, причин, по которым автолюбители решаются на тюнинги. Первая причина – это необходимость что-то улучшить, что будет полезно как для владельца, так и для машины. Вторая причина – это желание выделяться из общей массы, обретение индивидуальности. Третья причина – это ряд мер, которые будут направлены на предпродажную подготовку. Но как бы там ни было, в любом случае существуют негативные примеры тюнинга и доработок. Вот, о них я вам ниже и расскажу.

Установка очень больших колесных дисков

Сейчас большими колесами любит баловаться молодежь и просто, такие люди, которые горят желанием сделать свою машину красивее. Еще сам Генри Форд говорил, что красота автомобиля может зависеть от того, какие колеса на нем установлены. Вряд ли кто-то с этим будет спорить. С другой стороны, нынешние автолюбители любят порой впадать в крайности, которые я и не одобряю.

А именно, я считаю, что установка больших колес, точнее колесных дисков нецелесообразна сейчас для подавляющего большинства российского автопарка. Давайте будем честными – только лишь по-настоящему динамичные автомобили еще как-то подходят под желание установить на них большие колесные диски с низкопрофильной резиной. Тут хотя бы есть практическое обоснование.

Бесполезный, вредный тюнинг: привожу примеры того, как не надо дорабатывать свою машину

Порой большие колеса позволяют более рационально реализовывать мощность и тягу двигателя, а также положительно влияют на оптимизацию поведения машины на дороге. Ведь, как правило, устанавливаются не только большие колесные диски, но и низкопрофильная резина с большой шириной, что способствует увеличению пятна контакта с дорогой, а значит и сцеплению – машина становится более устойчивой в поворотах и на высоких скоростях. Так как, мощный автомобиль вполне способен ездить на высоких скоростях, то это оправданная установка. Но вот, ирония ситуации заключается в том, что в потоке таких машин – по пальцам пересчитать. Зато можно увидеть всякие-разные бюджетки класса B, городские кроссоверы, на которых как раз, и установлены большие колеса.

Спору нет – красиво. Но зачем относительно маломощной машине – «овощу» нужные такие колеса? Правильно, владельцы просто хотят выделяться из общей массы, тогда как ездить активно может не позволять даже сам автомобиль.

Ну, допустим, машина стала красивее. Допустим, автомобиль стал чуть более устойчивым в поворотах и у него стали резче реакции рулевого управления. Ну и все! А теперь, хочу акцентировать ваше внимание на недостатках, которых, несомненно, больше:

  • Ухудшение разгонной динамики и максимальной скорости;
  • Понижение топливной экономичности;
  • Ухудшение плавности хода и, как следствие, понижение ездового комфорта.

Отдельным пунктом мне бы хотелось отметить и то, что большие колеса – это увеличение неподрессоренных масс. Сейчас в комментариях мне напишут – купи кованые диски и езди. Но не забывайте, что такие диски стоят немало и потому, большинство от них откажутся. Увеличенные же неподрессоренные массы негативно влияют и на комфорт, и на срок службы подвески. Поэтому перебирать вам ее придется чаще, чем если бы вы ездили на маленьких колесах.

Удаление витков на пружинах

Увы, но в России сейчас это довольно массовое явление. В основном, пружины пилят молодые люди, которые хотят, чтобы автомобиль был предельно заниженным. Ну еще бы, ведь такая машина привлекает к себе очень много внимания на дороге, а уж, если в багажнике такого авто установлен сабвуфер, который при работе издает крайне низкие басы, то можете не сомневаться – все девочки на вас заглядываться будут.

Бесполезный, вредный тюнинг: привожу примеры того, как не надо дорабатывать свою машину

В общем, основная причина, по которой молодняк пилит витки у пружин – это стремление выделиться из общей массы. Вторая, дополнительная причина – это вера в то, что автомобиль станет лучше вести себя на дороге. Люди на полном серьезе полагают, что более короткие пружины уменьшат крены в поворотах, а на высокой скорости пропадет раскачка у кузова. Да и вообще, рулевое будет более отзывчивым и послушным. Так вот и удаляются витки.

Но зачем пилить, если можно установить короткие пружины на машину? – спросите вы. А теперь, задайтесь вопросом – есть ли у студентов деньги на дорогие компоненты подвески? Ответ сам собой напрашивается.

Между тем, что дают пружины, кроме эффектного внешнего вида машине? В общем-то, ничего. А вот, негатива от них набирается гораздо больше. Во-первых, нужно отметить уменьшение дорожного просвета. Так как мы живем в стране с не самыми идеальными дорогами и с глубокими сугробами зимой, то понижение клиренса выглядит крайне странным стремлением, особенно, на какой-нибудь «девятке» либо Лада Приора. По сути, вы лишаете отечественный автомобиль преимущества, за одно из которых так и любят наш автопром.

Во-вторых, снижается энергоемкость подвески. Ход пружины вы уменьшили, но ход амортизатора-то прежним остался. При этом усилие на сжатие и отбой у пружины не изменились. В результате, мы получаем более жесткую отработку неровностей и пробой подвески. Придется менять часто амортизаторы, сайлентблоки в подвеске – к этому нужно быть готовым.

Ну и, наконец, не ждите, что поведение машины при удалении витков пружин, кардинально изменится. Да, может незначительно снизиться раскачка кузова. Однако крены останутся прежними.

Вот и подумайте, стоит ли рисковать ресурсом подвески и целостностью днища ради того, чтобы просто выделяться из общего потока?

Кустарный обвес

Еще одна достаточно долговременная тенденция, которая будет в нашей стране жить долгие годы. Причем, знаете, что самое интересное? Интересное – это то, что кустарный обвес на кузов устанавливают не только на автомобили отечественных марок, но и на вполне приличные иномарки. И, хорошо, если бы это была просто реплика оригинала – хоть оформление схожее. Но нет же, иногда приходится наблюдать и нечто самобытное.

Как вы уже догадались, кустарный обвес, даже реплика ничего общего с оригинальными аксессуарами для экстерьера автомобиля не имеют. Редко какой из сторонних производителей обвесов задумывается о том, как его продукция повлияет на аэродинамику кузова.

Бесполезный, вредный тюнинг: привожу примеры того, как не надо дорабатывать свою машину

Между тем, аэродинамика – это очень важный параметр кузова. Над нею работают заводские инженеры, причем процедура улучшения аэродинамики тесно переплетается с процедурой обдувки кузова в специальной аэродинамической трубе – именно в ней удается понять, как и куда идут воздушные потоки. Исходя из наблюдений, разработчики вносят корректировки и изменения, которые положительно влияют на улучшение аэродинамики. Вообще, заводской аэродинамический обвес – это именно полезный аксессуар, который направлен на оптимизацию максимальной скорости, топливной экономичности либо устойчивости машины на высоких скоростях. Конечно, не забывает автопроизводитель и о внешнем виде, но акцент делается именно на снижение каких-то негативных сторон в плане аэродинамики.

А что же сторонние производители обвеса? Ну, вы должны понимать, что вряд ли они будут тратить свои средства на обдувку своей продукции в трубе – тогда такие детали будут стоить лишь немногим дешевле штатного обвеса. Основной упор делается на красоту и шик по приемлемой цене – тем и берут.

Но отсюда же вытекает и другая негативная черта. Не просчитанный с точки зрения аэродинамики обвес может сделать поведение машины на дороге еще хуже – уменьшится ее прижимная сила, возрастет склонность к рысканию по дороге и так далее. В общем, я не рекомендую приобретать незаводские обвесы, спойлеры и иже с ними – никто не занимается внимательно такой продукцией на стадии ее изготовления, поэтому могут возникать эксплуатационные проблемы.

Неоригинальное рулевое колесо

Установкой незаводских рулей занимаются, в основном, владельцы стареньких «Жигулей» и прочих Лада. Оно, в принципе, и понятно, ведь далеко не всем нравятся большие и архаичные рули, которые еще и не слишком удобный хват имеют. Вынужден признать, что эргономика рулей на отечественном транспорте оставляет желать лучшего и вполне ожидаемо, что их хочется поменять. И да, износ руля тоже может сподвигнуть на его замену.

Однако я не рекомендую покупать рули, которые далеки от заводских стандартов автопроизводителя. Покупайте штатный руль и не выделывайтесь, в противном случае, грозят вам проблемы.

Бесполезный, вредный тюнинг: привожу примеры того, как не надо дорабатывать свою машину

Какие? Ну, во-первых, начать следует хотя бы с того, что заводской руль проходит по стандартам безопасности – по ГОСТу. Да, такой стандарт может быть корявеньким. Однако руль, прошедший сертификацию, обязательно должен деформировать и гасить силу удару во время столкновения с грудной клеткой водителя. Что же касается неоригинальных рулей, то программную деформацию они не предусматривают, поэтому могут просто либо расколоться, либо остаться в исходном состоянии.

Как вы понимаете, расколотый либо крайне твердый руль может нанести тяжелый урон торсу водителя и спровоцировать его летальный исход. И только уже по этой причине я бы от него отказался.

Вторая причина  — это проблемы с эргономикой. Да, друзья, не факт, что вам удастся улучшить удобство хвата  и использования руля во время активного маневрирования. Многие нестандартные рули имеют очень скользкий обод, поэтому руки выскальзывают при его повороте. Также, многие предпочитают руль меньшего диаметра, чем исходный – это значит, что его придется вращать больше, что будет напрягать в городе.

Создание нагрузки на штатную электрику

Ни для кого не секрет, что у каждого автомобиля своя схема электрической проводки. Скажем, у бюджетной машина электрической проводки гораздо меньше, нежели у модели премиум-сегмента. И, в принципе, сей факт легко объясним. Дело в том, что количество опций у «премиальной» машины будет несравненно больше, нежели у «бюджетки», отсюда – и более распространенная сеть электрических проводов, развлетвления, большое количество реле и так далее.

Бесполезный, вредный тюнинг: привожу примеры того, как не надо дорабатывать свою машину

Но мы живем в такое время, когда для автомобиля на рынке предлагается просто-таки огромное количество разных функций, аксессуаров и приспособление. Я могу перечислить вот такие функции, опции, которые находятся в свободной продаже:

  • Система бесключевого доступа и пуска двигателя;
  • Система кругового видеообзора;
  • Система слежения за слепыми зонами кузова;
  • Нештатный обогреватель;
  • Парктроники;
  • Центральный замок с дистанционным управлением;
  • Нештатные электроподогревы;
  • Сигнализация с самыми разными функциями и многое другое.

Да даже, ту же магнитолу взять продвинутую – хоть 1DIN, хоть 2DIN. Сейчас многие системы идут на Андройде, благодаря чему можно подключать самое разное оборудование к гаджету. Но не в этом суть.

К чему я это все? К тому, что чем больше вы нагрузите штатную проводку бюджетной машины всякими разными функциями, чем сложнее будет эксплуатации. А именно, генератору будет сложнее справляться с возросшей нагрузкой и он начнет работать на износ, в итоге, выйдет из строя раньше времени.

Большое количество электропотребителей будет создавать нагрузку и на бортовую проводку, из-за чего возможно ее постепенно разрушение и так далее. В общем, готовьтесь к неизбежным проблемам с проводкой, если планируете оснащать автомобиль самыми разными опциями.