Во времена СССР перед автовладельцами, несмотря на конкретные рекомендации производителя, всегда стояла дилемма: на каком бензине ездить? Выбор небогатый – 76-й или 92-й (впрочем, был еще 72-й, 66-й и даже 56-й!). Для «Жигулей», а позднее и «Москвичей» (например, АЗЛК 2140, 2141) требовался высокооктановый бензин, на котором машина, естественно ехала лучше и все об этом знали.

Но экономические аргументы были куда весомее! Если знакомый «дядя», работающий на каком-нибудь ЗиЛ-131, готов продавать вам топливо за полцены, все технические аргументы как-то отходят в сторону. Да, ставили прокладки, мудрили с поздним зажиганием и т. д. А кое-кто вообще ничего не делал: просто лил дешевое горючее в бак, рассчитывая (и не без оснований!) на надежность советской техники. А как обстоит дело сегодня?

В странах Европы 92-го бензина практически нет. Но Россия – совсем другое дело. И хотя разница в стоимости между 92-м и 95-м на протяжении нескольких лет небольшая и в среднем составляет 3-4 рубля, в случае роста цен любой автовладелец начинает задумываться.

92-й, 95-й и 98-й бензин: можно ли заменять и смешиватьРазрыв в стоимости между 92-м и 95-м может и подтолкнуть к экономии.

Но прежде стоит понять, как «неправильная» марка топлива влияет на «самочувствие» мотора.

Октановое число и 92-й вместо 95-го

Второе название этой характеристики бензина – детонационная стойкость. Параметр определяет способность горючего к самовоспламенению при сжатии. Чем больше октановое число (ОЧ), тем топливо загорится позднее, но процесс будет более эффективным.

В отличие от степени сжатия, компрессия показывает максимальное давление воздуха. Фото: YouTube.com

Двигатели, устанавливаемый на машины «АвтоВАЗа», рассчитаны на степень сжатия (это отношение минимального и максимального объема над поршнем) в 9,9 либо 9. В прилагаемой к авто инструкции указано, что заливать необходимо 92-й бензин. Это означает: данная марка топлива сама, без искры, в камере сгорания не воспламенится. Если же это произойдет только от сжатия, это приведет к перегреву двигателя и ускоренному износу его деталей. Такое возможно, если в бак заливается бензин с меньшим октановым числом по сравнению с тем, которое требует автопроизводитель.

В случае поломки машины, стоящей на гарантии, мастера в дилерском центре в первую очередь проверят тип используемого топлива. И если там окажется хоть чуточка не рекомендованного бензина, в ремонте откажут.

При заливке топлива с недостаточным ОЧ бывает даже так, что при выключенном зажигании мотор с перебоями, но продолжает работать некоторое время.

А если вместо 92-го залить 95-й или 98-й?

Часть специалистов, а также автопроизводители считают, что вполне допустимо в бак заливать горючее с более высоким октановым числом. Подтверждением тому служит указание в инструкциях к некоторым машинам диапазона горючего: например, допускается использование от 92 до 95-го.

Вроде, все логично: льем бензин с более высоким октановым числом и уменьшаем вероятность детонации (самовоспламенения). А это большой плюс для ресурса двигателя. Также ждем меньшего потребления топлива. Но в реальности особой разницы вы не почувствуете. Более того: если мотор рассчитан на степень сжатия в 10,5 и 92-й бензин, применение 95-го сулит небольшое снижение мощности. Некоторые автовладельцы с солидным стажем уверены: использование топлива с более высоким октановым числом может закончится прогаром цилиндров. Для авто старых годов выпуска такой сценарий вполне вероятен.

Так могли выглядеть поршни на старых авто, если в бак лить «неправильный бензин».

Однако на современных машинах устанавливается электронный блок, который «внимательно» следит за октановым числом бензина и при необходимости производит корректировки. Но здесь стоит помнить: ЭБУ имеет определенный диапазон регулировок и уже хотя бы поэтому заливать не рекомендованное топливо нежелательно. И все же значительная часть экспертов сходится во мнении: 95-й вместо 92-го или 98-й взамен 95-го лить можно, а вот использовать 98-й при рекомендуемом 92-м, не стоит.

Смешиваем 92-й с 95-м?

Кто-то считает, что, произведя подобное действо, в баке он получит топливо «усредненного» качества. На деле ничего подобного не произойдет. 95-й бензин более легкий и поэтому он «всплывет» над 92-м. В итоге каждая фракция распределится по своим «полочкам», что никакой практической пользы не принесет.

Кроме октанового числа

На качество топлива влияют не только заветные циферки, стоящие за буквой. Оно определяется еще одним показателем. То, что мы видим на табло заправочных станций – октановое число, определяемое по исследовательскому методу. Но оно может вычисляться и моторным способом. При испытаниях первый показатель вычисляется на малых оборотах, второй, который не указывается – повышенных. Например, ОЧ, полученное моторным методом для АИ-92 составляет 83, АИ-95 – 83, а для АИ-98 – 88. Как раз буква “И” говорит о том, что перед вами обозначение ОЧ топлива, испытанного исследовательским методом.

На АЗС встречается и «сотый» бензин, по сути являющийся «модификацией» 98-го.

Кто-то считает: если в его «Жигули» залить 98-й бензин, то машина превратится в гоночный болид. В реальности просто более мощный мотор требует высокооктанового топлива, а само по себе оно на динамику никак не влияет.

Странные противоречия ВАЗа

Кто-то сказал, что Россия – страна парадоксов. И доля правды тут есть, если говорить о топливе, предназначенного для одного и того же движка, установленного на разные модели авто. К примеру сравним Lada Vesta, X-Ray с Granta, «Калина», «Приора». Если под капотом этих автомобилей находится мотор ВАЗ-21129, то первым двум «разрешен» бензин АИ-92. А второй тройке моделей почему-то предписан АИ-95. Другой пример: движок ВАЗ-11189, установленный на «Ларгусе», требует 92-й бензин, а такой же мотор на «Калине» (ВАЗ-11186) уже нуждается в 95-м.

Почему в Гранту нужно лить более дорогой бензин, чем в Renault Sandero или Vesta?

Есть нестыковки и с зарубежными силовыми агрегатами. Французский «шестнадцатиклапанник» К4М на Lada Largus нужно заправлять только А-95, в то время как модели от Renault – «Логан», «Сандеро» и «Альмера» могут довольствоваться и 92-м. Что это? Инженеры не договорились? Скорее всего, на ВАЗе просто перестраховались. Учитывая низкое качество топлива в стране, если где-то на АЗС нальют вместо 95-го 92-й, с автомобилем ничего не случится. К тому же бензин с более высоким октановым числом означает приближение к требованиям экологии.

АИ-92+

Этот бензин («фирменный») однозначно лучше своего «коллеги» 92-го. Но его плюсы не в детонационных качествах, а несколько других свойствах. В «модифицированном» топливе много присадок, оказывающих положительное действие на моющие и смазывающие «способности» бензина.

АИ-95 тоже может быть «фирменным».

При его использовании детали силового агрегата, расположенные внутри, будут самоочищаться. Но это не произойдет сразу же: предполагается продолжительное действие – на АИ-92+ надо ездить постоянно, только тогда будет результат. И заменой АИ-95 «фирменное» топливо не является.

Так что же заливать в бак?

Современные авто проектируются с расчетом на бензин с ОЧ не ниже 95. Производитель четко указывает в инструкции, каким горючим лучше заправлять выпущенный им автомобиль. Чтобы быть уверенным в ресурсе, следуйте рекомендациям. Если разрешается заливать две марки бензина, лучше выбирать ту, у которой больше октановое число. Так удастся свести к минимуму риск покупки низкокачественного горючего.

И последний момент – выбор АЗС, где не «химичат» с топливом. Сегодня, особенно в крупных городах, найти заправку с плохим бензином довольно сложно, но в регионах «попасть» на некачественное горючее можно запросто.

Автор: Сергей М.