В настоящее время все больше автопроизводителей стремятся оснастить свои модели автоматической либо роботизированной коробкой передач, либо же вариатором. А вот старая-добрая «механика» постепенно уходит в прошлое и в том же D-классе встретить ее практически невозможно, за исключением некоторых машин.

Тем не менее, такой тип трансмиссии наиболее предпочтителен в сравнении с АКПП даже сейчас и ниже мы приведем ряд доводов, почему дела обстоят именно так. Смотрим.


Первый довод: долговечность

Конструкция механической трансмиссии отрабатывалась многими десятилетиями. Но она всегда остается простой и понятной, даже с внедрением автоматической перегазовки и системы быстрого переключения передач (актуально для «заряженных» моделей). Таким образом, в МКПП задействовано минимум электроники и максимум – механических элементов, что исключает различные системные сбои.

В целом, большая часть ресурса ручной коробки зависит от того, насколько бережно водитель с ней обращается – как плавно переключается, трогается с места и любит ли он дрифтовать с «ручником». В основном, самые слабые детали МКПП – это сцепление, синхронизаторы и кулиса рычага переключения.

Автоматическая трансмиссия также служит в зависимости от типа вождения. Но она более требовательная как в эксплуатации, так и в обслуживании. Например, нужно строго в соответствии с регламентом производить замену трансмиссионной жидкости, в противном случае она начнет интенсивно загрязняться и портить внутренности коробки. Также АКПП нужно обязательно прогревать перед каждой поездкой, периодически производить обновление софта в электронном блоке управления двигателем.

В сравнении с механической коробкой, которая гарантировано может прослужить от 250 тысяч километров, минимальный ресурс «автомата» на порядок меньше и может составлять уже от 100 тысяч километров (на некоторых моделях). Слабые места АКПП – это накладка блокировки гидротрансформатора, проводка, фрикционы, соленоиды, теплообменник, маслонасос и фильтр. В некоторых случаях сюда заносятся датчики и блок управления, планетарный ряд и дифференциал.


Второй довод: простота обслуживания и ремонта

Данный пункт частично складывается из предыдущего. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что механическая трансмиссия гораздо легче ремонтируется, нежели автоматическая. Причин тому три: первая – простота, второе – простота и третье – это еще раз простота. Примитивная конструкция давно изучена даже гаражными механиками и необходимые ремонтные работы с нею проводятся быстрее.

Обслуживание также не доставляет особых хлопот. Нужно лишь периодически менять масло в узле – как правило, это делается раз в 60 тысяч километров. После чего можно ездить дальше, ни о чем не беспокоясь.

А что же «автомат»? Та же замена трансмиссионного масла зависит от ряда факторов, основные из которых – это манера вождения и география эксплуатации. В частности, если вы любите быструю и резкую езду или используете машину в условиях лютых морозов, сильной жары, то вместо положенных 45 000 километров масло нужно менять раз в 25-30 тысяч.


КРОМЕ ЭТОГО МОЖЕТ ПОТРЕБОВАТЬСЯ АДАПТАЦИЯ ЛИБО ПЕРЕОБУЧЕНИЕ АКПП – СВОИМИ СИЛАМИ ЭТО СДЕЛАТЬ ПОРОЙ СЛОЖНО, ИБО ТРЕБУЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОНО СТАНОВИТСЯ МЕНЕЕ ДОСТУПНЫМ, ЕСЛИ АВТОМОБИЛЬ ОБЛАДАЕТ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ НАЧИНКОЙ.


Третий довод: экономичность

Безусловно, в настоящее время производители активно работают над тем, чтобы автоматическая трансмиссия позволяла автомобилю экономить как можно больше топлива. С этой целью внедряется система Start & stop, режим Eco и так далее.

Активация имеющейся клавиши заставляет электронный блок управления двигателем взаимодействовать с блоком АКПП в щадящем для нее режиме эксплуатации путем корректировки оборотов мотора, изменения реакции привода акселератора и так далее. Однако все равно «автомат» менее экономичен относительно МКПП.

Производители стремятся повысить экономичность авто внедрением специальных режимов работы ДВС и КПП, однако классические «автоматы» до сих пор не научились быть экономичней МКПП.
Все дело в том, что АКПП сама решает, когда переключить передачу и не умеет учитывать ландшафт дороги и условия движения по ней (пробки, внезапное появление препятствия и так далее), в связи с чем порой неоправданно завышает либо занижает рабочие обороты двигателя из-за неправильно выбранной ступени.

Если мы имеем дело с механической трансмиссией, то сами выбираем обороты и скорость движения при нестандартных дорожных условиях. В целом, самостоятельное распоряжение тяговыми возможностями двигателя и позволяет сэкономить топливо, что особенно заметно в условиях города. Относительно классического гидротрансформатора МКПП способна экономить до 3-4 литров топлива, что не так уж и мало.


Четвертый довод: прочие сложности эксплуатации

Автоматическая трансмиссия более капризная в использовании. Начать следует с того, что она не терпит пробуксовок, которые наиболее вероятны при зимней эксплуатации (машина застряла и не может выбраться из сугроба либо взобраться на обледеневшую горку).

При продолжительном буксе колес коробка начинает перегреваться, ибо штатный теплообменник не рассчитан на подобные действия со стороны водителя. Если не остужать агрегат и игнорировать его сигналы к этому, то в конечном счете для АКПП все может обернуться крайне плачевно – она попросту выйдет из строя и ремонт встанет в круглую сумму.

Пробуксовок АКПП ох как не любит…

Далее — про необходимость прогрева коробки. Мы уже упоминали про это в первом пункте. Однако последствия игнорирования подобной процедуры не указали. Итак, если вы не заморачиваетесь прогревом АКПП после долго простоя машины, то готовьтесь к тому, что масло будет быстрее загрязняться, а накладка блокировки гидротрансформатора – быстрее изнашиваться, равно как и другие трущиеся детали в узле.

В результате на сервис вам придется ездить чаще, чем это требуется с соблюдением рекомендаций по прогреву. А они просты: после запуска двигателя нужно подвигать рычагом селектора в разные режимы АКПП, при начале движения же избегать резких ускорений и подъема оборотов выше 3000 – при расстоянии до 5 километров.

Последнее, что нужно выделить – это сложности с буксировкой. Не рекомендовано производить буксировку неисправной машины с автоматической трансмиссией со скоростью более 40 км/ч и на расстояние дольше 60 километров. При необходимости буксировки на более значительную дистанцию процедура производится на жесткой сцепке либо при помощи эвакуатора.


МЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ВСЕХ ЭТИХ СЛОЖНОСТЕЙ ЛИШЕНА. ВПРОЧЕМ, ЕЕ ТАКЖЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО ПРОГРЕВАТЬ В ДВИЖЕНИИ, ДАБЫ УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ И ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ РЫЧАГА.


Пятый довод: дешевизна

Что под этим подразумевается? Во-первых, необходимо отметить то, что автомобиль, укомплектованный МКПП будет практически всегда дешевле аналога, но с АКПП (при условии, что оба варианта исправны и не требуют восстановительных работ). Это естественно и ожидаемо, ибо «автомат» технологичней и его себестоимость всяко выше «ручки».

Как правило, машины с МКПП дешевле, нежели с АКПП, в том числе и в стоимости обслуживания.

Во-вторых, трансмиссионное масло на МКПП дешевле. Это обусловлено разными составами жидкости и добавлением в нее присадок.

В-третьих, запчасти на механическую коробку дешевле и найти их легче. Автоматические коробки постоянно совершенствуются и в их конструкцию внедряется большое количество апгрейдов, которые влияют на быстроту переключений и взаимодействие с различными электронными датчиками мотора, выхлопной системы, системы полного привода и тому подобное. Посему, некоторые детали на АКПП в продаже так просто не найти, да и стоить они могут недешево…