В общем, эксплуатация автомобиля – это не такая уж и простая процедура, как может показаться на первый взгляд. Да, эксплуатация может быть приятной, однако она всегда включает в себя определенные сложности, избежать которые бывает трудно. Но не будем перечислять сегодня какие-то там сложности.

Нет, сегодня речь идет не об этом. В сегодняшней публикации я бы хотел поговорить с вами о действиях, которые желательно проделывать каждому автовладельцу со своей машиной. Что это за действия и процедуры, я распишу все далее. Ну что, давайте смотреть.


Езда на повышенных оборотах

Силовой агрегат в машине является ее сердцем и самым главным узлом. Он, хоть и железный, но также, как и живые организмы, способен «жить». «Жизнь» мотора подразумевает несколько этапов, при этом срок службы до капитального ремонта и сохранение двигателем своих исходных характеристики, целиком и полностью, зависит от автовладельца.

Да-да, друзья, именно от нас с вами зависит, как долго прослужит мотор и когда ему понадобится капитальный ремонт. Причем актуально это даже к очень надежным движкам. Чтобы моторчик долго служил, нужно не только обслуживать его правильно и грамотно, но также и совершать ряд определенных действий, причем регулярно.

Одно из таких действий – это езда на повышенных либо на высоких оборотах двигателя. Зачем вообще это нужно? Дело в том, что силовой агрегат в процессе эксплуатации склонен загрязняться разного рода шлаками – отложениями, которые оседают в камерах сгорания. Также может образовываться нагар – на клапанах и свечах зажигания, загрязняются топливные форсунки, что незамедлительно приводит к повышению топливного расхода. Также может наблюдаться и ухудшение динамических свойств автомобиля.

Автовладельцы, чтобы устранить все эти нежелательные проявления эксплуатации начинают чистить форсунки, дроссельную заслонку, менять свечи зажигания и так далее. Однако совсем необязательно до такой степени доводить ситуации. Можно просто погонять моторчик какое-то время на предельных оборотах.

Что нам даст такая езда? Дело в том, что при езде на высоких рабочих оборотах двигателя в камерах сгорания создается высокое давление и это способствует своеобразному их самоочищению от самых разных отложений. Прочищаются под давлением также и топливные форсунки, продувается выпускной коллектор. Таким образом, давая на двигателя нагрузку, мы как бы очищаем его от внутренних шлаков и токсинов, продлевая тем самым срок службы.

Поэтому, не будет лишним хотя бы раза 3-4 в неделю в течение 5-7 минут поездить на оборотах в диапазоне от 4000 до 6000 тысяч в минуту, чтобы буквально вдохнуть свежую струю жизни в ДВС и выдуть из него всякую бяку.


Периодически использовать очиститель топливной системы

Это тоже относится к «лечебным» процедурам для наших с вами автомобилей. А для чего он нужен-то, этот самый очиститель топливной системы – спросите вы.

Ну, понимаете, мы все довольно часто заправляем свои машины на заправках. Однако всем уже давно известно, что бензин в России, мягко скажем, не самого высокого качества на подавляющем большинстве АЗС. Поэтому в топливе нередко присутствуют всякие смолы, отложения, присадки и так далее. В общем, очень много бывает всякой гадости в бензине и, представьте себе, при заправке вся она летит в топливный бак вашей машины.

Естественно, что какая-то часть отложений попадает в мотор и загрязняет его. Какая-то часть грязи оседает на фильтрующем элементе топливного насоса, а еще какая-то часть оседает на стенках топливного резервуара. Причем я замечу, что в баке остаются наиболее тяжелые отложения, которые не способны двигаться по топливным магистралям в мотор и вот их-то, как раз-таки, и нужно как-то выводить с бака, чтобы с этих отложений дальше не летела всякая труха в ДВС и бензиновый насос (топливный фильтр).

Удалять отложения и будем этим самым очистителем топливной системы. Заливает весь флакон в бак, где находится не менее 20-литров бензина и катаемся так до тех пор, пока практически полностью не выкатаем бензин. За это время очищающий состав успеет растворить весь шлак и вывести его из бака в мотор, а потом – в выхлопную систему.

И, вещь эта, на самом деле крайне полезная, потому что позволяет оптимизировать топливную экономичность, улучшить тягу двигателя и стабилизировать его работы на холостых оборотах, упростить запуск ДВС при холодах. Да и вообще, применение очистителя топливной системы – это хорошая профилактика для движка и я рекомендую использовать его вкупе с ездой на высоких оборотах.

Единственное, от чего бы хотел предостеречь – это избегать применение очистителя на очень старых автомобилях, которые повидали плохое топливо и вообще, уже имеют большое количество отложений в баке. В таком случае, шлак будет отслаиваться со стенок резервуара целыми кусками и при походе по топливным патрубкам, загрязнять топливный фильтр – потом еще и его придется менять.


Проверять давление в колесах

Вот про эту процедуру наши автолюбители, вообще, любят забывать. А между тем, зря! Давление в шинах поддерживать крайне важно, ибо от него зависит очень многое.

Я бы хотел перечислить, что же от давления зависит:

Топливная экономичность. При оптимальном пятне контакта колес с дорогой расход топлива приблизится к заявленному заводом-автопроизводителем (ну, берем условный такой идеал, на который нужно равняться). Если шину перекачать, то экономичность еще и повысится, ибо сила трения с дорогой снизится из-за уменьшения пятна контакта, но и управляемость, сцепление с дорогой также снизятся. Если же, покрышки будут недокаченные, то улучшится ездовой комфорт, но повысится сопротивление качению, что приведет к повышенному расходу топлива;
Управляемость и поведение на дороге. Опять же, она зависит от того, какой будет площадь пятна контакта колес с дорогой. Если она будет оптимальной, то хорошей будут устойчивость, отклики и информативность рулевого управления, показатель тормозного пути. А вот, если давление будет больше либо меньше оптимального, то ожидайте нарушения баланса в сторону ухудшения управляемости;
Износ протектора. Шины, как известно, имеют свойство изнашиваться, но вы можете этот процесс ускорить по собственной неосмотрительности и лени. Если будете недокачивать колеса, то придется столкнуться с износом плечевых зон шины, а при повышенном давлении стираться начинает центральная часть протектора. Лучше, чтобы износ был равномерным – таким образом, удастся удерживаться сцепление шин на хорошем уровне;

Целостность покрышек. В частности, если колеса будут иметь пониженное давление, то ухудшится жесткость их боковин – это может спровоцировать возникновение грыжи на этих самых боковинах при наезде на кочку. Также, подспущенное колесо может взорваться на высокой скорости. Взрывается также и слишком перекаченное колесо, ибо нагревается при движении и давление в нем становится еще больше исходного. Таким образом, оптимальное давление – наше все.
Я думаю, что привел достаточно взаимосвязанных явлений с давлением. Желательно проверять его через каждые 1.5-2 недели, а иной раз – еще чаще. Все зависит от того, по каким дорогам вы передвигаетесь и какая температура воздуха. Например, при езде по разбитым дорогам, да еще и зимой давление вообще раз в неделю проверяйте, ибо холода и постоянные удары в колесо воздух из шин банально выбивают.

Банальный, совершенно банальный совет – следить за состоянием фильтрующих элементов в автомобиле и при необходимости, их менять. Ну серьезно, глупо давать такой совет бывалым автолюбителям. В то же время, даже они способны «забивать» на состояние фильтров и не считают нужным менять их вовремя.

А какие это фильтры:

  • Воздушный;
  • Салонный.
    Это самые основные фильтры, про которые автолюбители попросту забывают. Особенно плохо, если вы будете наплевательски относиться к воздушнику. Он отвечает за передачу воздуха из впускного коллектора непосредственно в камеры сгорания. От его качества и исполнения и зависит, с какой периодичностью вы будете производить замену. Но зная наши не самые идеальные условия эксплуатации – пыль, грязь, реагенты на дорогах и многое другое, я советую менять воздушный фильтр не позже, чем раз в 15 тысяч километров. В идеале интервал замены должен составлять 7500 километров. Почему именно так?

Потому что в наших условиях эксплуатации воздушный фильтр достаточно быстро загрязняется и забивается грязью, листьями, прочими инородными частицами. Воздухопропускная способность в связи с этим снижается, из-за чего в двигатель перестает поступать оптимальное количество кислорода. Нарушается соотношение топливно-воздушной смеси, в результате чего, мы наблюдаем ухудшение динамических характеристик машины и повышение расхода топлива.

Более того, забитый фильтрующий элемент со временем может в каком-то месте надорваться, из-за чего через брешь сразу же через впуск в камеры сгорания хлынет всякая-разная грязь. К чему это приведет? Я думаю, что догадаться нетрудно о последствиях – грязь и инородные мелкие частицы приведут к тому, что на стенках цилиндров начнут образовываться задиры. Решить проблему можно будет только путем капитального ремонта.

А что по салонному фильтру можно сказать? Салонный фильтр также призван защищать внутреннее убранство от излишней грязи и пыли, а также неприятного запаха с улицы. И да, он также способен загрязняться – той же листвой и целыми слоями пыли.

Если не менять салонный фильтр, то во-первых, ухудшится поступление объема воздуха в салон, из-за чего стекла начнут потеть, а климатическая установка – работать на полную мощность. Из этого вытекает другая проблема – придется менять чаще моторчик вентилятора салонного отопителя. Таким образом, чистота салонного фильтра напрямую связана с безопасностью движения (не будут запотевать стекла и удастся улучшить за счет этого обзорность, например, в дождь). При этом дольше станет работать и вентилятора отопителя.